Home Интернет бизнес Yahoo по русски
Yahoo по русски
22.02.2013 18:31

Еще лет 20 назад yahoo для американских пользователей являлась синонимом интернета Компания имела самую большую аудиторию и динамично росла, даже Yahoo по русски. Однако сейчас она не пользуется прежней популярностью ни у посетителей, ни у инвесторов. Пытаясь вернуть былую славу, акционеры за последние годы сменили уже пятого руководителя. В июле прошлого года Yahoo! возглавила Марисса Майер, бывшая топ-менеджер Google, работавшая там практически со дня основания.

Сможет ли она вытянуть первопроходца интернет-индустрии из трясины? Какова история yahoo?

ПЕРИОД ЛЕГКИХ ДЕНЕГ

Секрет успеха Yahoo! заключается в том, что компания, в отличие от многих других пионеров веба, не носила звание высоко технологичной. «Они не хотели быть кучкой хакеров они предпочитали быть «пиджаками», рассказывает сооснователь Viaweb Пол Грэм. В 1994м, когда аспиранты Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило создавали Yahoo!, Всемирная паутина была общедоступной всегото три года и мало кто умел в ней работать. Например, уже существовали сайты, на которых использовались роботы-спайдеры для поиска: AltaVista, Webring, Lycos, WebCrawler. Но выдаваемые результаты в этих системах были настолько неточными, что приходилось кликать на десятки ссылок, прежде чем найти то, что нужно.

К тому же требовалось вводить мудреный запрос, чтобы получить желаемое. Другое дело Yahoo!, или «Путеводитель Джерри и Дэвида по Всемирной паутине». В самом начале ресурс представлял собой каталог сайтов, сгруппированных по тематике. Эту своеобразную библиотеку создавали люди и для людей, поэтому она была интуитивно понятной для всех. Вскоре каждый, кто пользовался данным поисковиком, мог самостоятельно добавлять свой сайт в каталог. И уже через некоторое время число посетителей превысило 100 тыс. человек в день. Спустя год после старта основатели Yahoo! наняли опытного управленца Тима Кугла, ранее работавшего на Motorola.

А в 1996м компания провела IPO. Из огромного склада структурированной информации Yahoo! быстро превратилась в портал со множеством различных персонализированных сервисов: электронная почта, спортивная новостная лента, игровой ресурс, рыночная аналитика... Практически все, что люди искали в Сети, они находили на одном сайте Yahoo!. Вслед за пользователями к компании потянулись и рекламодатели. «Все хотели, чтобы их объявление увидели как можно больше людей. Ребята из отдела продаж Yahoo! могли полететь на переговоры в Procter & Gamble и вернуться с миллиардными заказами на размещение баннеров», вспоминает Пол Грэм. Доходы от продажи рекламы до конца 1990х обеспечивали около 90% выручки. В 1999 году оборот компании достиг 1 млрд. долларов, а чистая прибыль 61,1 млн. Но с крахом доткомов в начале 2000х период легких денег закончился.

КРЕСЛО ПРОКЛЯТОЕ

После коллапса на бирже NASDAQ акционеры Yahoo! решили изменить фокус: зарабатывать не только на рекламе в поисковике, но и на абонентской плате за пользование различными сервисами вроде хранения фотографий, музыки и фильмов. Поэтому возглавить компанию пригласили продюсера из Голливуда Терри Семела, который 25 лет проработал в Warner Brothers и про шел там огонь и воду. «Многие акционеры ожидали подобного назначения, писали тогда аналитики U.S. Bancorp.Yahoo! был нужен человек, который стал бы развивать компанию с точки зрения медиа, а не технологий». Новый СЕО этим и занялся. Под его руководством, например, на сайте появился Flickr ресурс для обмена фотографиями, а также аудиохостинг Yahoo! Music. Терри Семел снизил объем баннерной рекламы, рассчитывая получать доход от платных учетных записей. Но ожидания не оправдались. Большая часть рекламного рынка ушла к конку рентам, и в первую очередь к быстро подраставшему новичку поискового сегмента Google.

«Помню, то ли в 1998м, то ли в начале 1999го я сказал Дэвиду Фило, что Yahoo! должна купить Google, потому что уже тогда наши программисты использовали ее поисковик вместо собственного», рассказывает Пол Грэм, некоторое время работавший в Yahoo!. Но от его идеи отмахнулись, заметив, что поиск обеспечивает лишь 6% трафика. Поэтому нужно развивать остальные сервисы. А пока компания ими увлекалась, менеджеры Google придумывали, как превратить поисковик в машину по заколачиванию денег.

В начале 2000-х у них появилась система контекстной рекламы AdWords, которая показывала пользователю ненавязчивые текстовые блоки. В результате рекламодатель уже не стрелял из пушки по воробьям,  а платил за фактический показ рекламы. Разумеется, денежный поток понесся в сторону Google, оставив пионера веба мечтать о платной подписке. «Это типичный пример провала, который может тянуться годами, а то и десятилетиями, объясняет кризис в Yahoo!  Как правило, вначале компании проходят стадию «мы такие крутые, наш СЕО звезда».

Затем до людей доходит, что мир не стоит на месте и изменения необходимы. Они целую вечность раскачиваются, оттягивая момент принятия решений, и только потом, когда уже нельзя ничего не предпринимать, начинают действовать. Но часто бывает слишком поздно». Yahoo! долго думала, а потом пошла на поляну Google: купила поисковик Inktomi и компанию Overture, которая продавала интернет-рекламу. На их базе Терри Семел планировал создать новую рекламную платформу Panama. Инвесторы поверили, что Yahoo! восстанавливается, и ее котировки поползли вверх.

Но у медийной компании, где программисты никогда не были ключевыми сотрудниками, дли тельное время ничего толкового не получалось. После очередного переноса даты запуска Panama акции снова упали в цене. Отставание от Google между тем нарастало. Так, в 2006м доля Yahoo! на рынке интернет поиска составила всего 27%, тогда как у конкурента было 50%.

У руля Yahoo! встал один из отцов основателей, Джерри Янг. Он решил восстановить ориентацию на технологии. Таким образом планировалось вернуть доминирующее положение на рынке. Но вытащить Yahoo! из кризиса не получилось. В январе 2009го кресло гендиректора интернет холдинга заняла Кэрол Бартц, которой удалось за 14 лет во главе компании Autodesk увеличить ее доходы с 285 млн. до 1,5 млрд долларов. Однако на новом месте подобных успехов она достичь не смогла.

Уже осенью 2011го из-за плохих финансовых показателей г-же Бартц пришлось покинуть Yahoo!. Ей на смену пришел Скотт Томпсон. Он собирался развивать коммерческие сервисы, отказаться от невостребованных продуктов. Но не продержался и полгода: его уволили за лживые сведения в резюме. Оказалось, что у Томпсона нет заявленной в автобиографии ученой степени в области компьютерных технологий. По словам главного управляющего AOL Tech Media Неда Десмонда, изза частой смены руководства, отсутствия четкого фокуса на развитии и увлечения сервисами с невнятными способами монетизации удавка на шее Yahoo! затянулась так, что стало невозможно дышать. Спасение акционеры увидели, как всегда, в новом руководителе. На этот раз в июле 2012го компанию возглавила бывшая первая леди Google Марисса Майер. Прежде она работала вице-президентом конкурента Yahoo!, а последние несколько лет заведовала картографическими и геолокационными сервисами интернет-гиганта.

МИССИЯ МАЙЕР

В первые же недели она ввела ряд новшеств, таких как еже недельные общие встречи по пятницам и бесплатная еда для сотрудников. Эти меры должны были повысить лояльность специалистов, поскольку уже несколько лет работа в Yahoo! не считалась престижной. «Я был в разных корпорациях Кремниевой долины, и везде своя атмосфера. Если в Google это креативный дух стартапа, в Facebook сборище клонов Цукерберга, в Apple компания снобов, которые уверены, что делают лучший в мире продукт, то Yahoo! была местом, где люди просто отсиживали часы», рассказывает известный деятель Рунета Антон Носик. На чем решила сфокусироваться Марисса Майер?

Она объявила о намерении снова превратить Yahoo! в неотъемлемую часть жизни миллионов людей и позаботиться о том, чтобы реклама генерировала больше дохода. Каким образом? Компания намерена создавать продукты, удобные для приме нения на смартфонах и планшетах. Уже сейчас, например, идет разработка игровых приложений на базе iOS и сервиса для совместного просмотра видео с разных устройств. В январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе г-жа Майер рас сказала, что в Yahoo! работают над технологией, которая будет адресно и в автоматическом режиме поставлять на мобильные устройства пользователя персонализированный контент.

Одна ко детали пока неизвестны, так что возрождение звезды Интернета вызывает у экспертов скепсис. «Мне кажется, что Марисса не представила убедительной стратегии, делится мнением старший аналитик Moor Insights & Strategy Патрик Мурхед. И пока она не объявит о конкретных планах и их исполнении, Yahoo! остается компанией с большими рисками». Вместе с тем персона Мариссы Майер у некоторых вызывает оптимизм. «Она имеет и большой опыт, и страсть к созданию продуктов, которые делают жизнь миллионов людей проще, говорит Нед Десмонд. Она действительно приложила руку ко многим решениям в Google. В частности, ей принадлежит минималистичный дизайн главной страницы поисковика. От такого человека стоит ожидать создания лучших пользовательских продуктов». При этом эксперт обращает внимание, что Yahoo!, несмотря на потерю лидерства на рынке, продолжает оставаться здоровой в финансовом плане: она не влезает в долги.

А некоторые ее сер висы, такие как аналитика, до сих пор являются самыми популярными в своих нишах. У компании большая и лояльная аудитория, отмечают специалисты. «Лично я клиент Yahoo!. И хотя я пробовал работать с сервисами других поставщиков, я привык к продуктам Yahoo!, поэтому останусь их приверженцем навсегда», резюмирует старший советник Monitor Group Фред Ледбет тер. И если в компании прекратят метаться и начнут сотрудничать именно с этой аудиторией, дела могут пойти на поправку. Ведь история знает примеры, когда корпорации, утратившие лидерство, с триумфом возвращались на вершину благодаря смене фокуса.

Так, IBM, создавшая первый персональный компьютер, в 2005м продала свое подразделение по производству ПК и ноутбуков и сконцентрировалась на разработке корпоративного программного обеспечения и сервисов. В итоге в 2011м капитализация IBM впервые с 1996го превысила аналогичный показатель заклятого конкурента Microsoft, который некогда скинул ее с Олимпа. Главное идти впереди рынка.

Обновлено 06.12.2013 11:24
 

      
 
top