Чайный бизнес
09.11.2012 15:02

На рынке чая, сложившемся и застывшем в чинном покое, есть не самые затоптанные ниши, интересные для предпринимателей, которым нравится иметь дело с «эмоциональными» продуктами. Одна из них — сегмент элитного чая, который начал было быстро формироваться до кризиса 2008 года, потом немного «привял» в условиях потребительского безденежья, но сейчас снова расправляет листья.

Революции — это не про чай, говорят участники чайного бизнеса. В объемах расти ему особо не куда: чай и так пьет 98% россиян. Россия - страна со старейшей чайной культурой, несмотря на то что чаепитие у нас не является столь же проработанным в деталях культом, как у некоторых восточных пародов. Россияне пьют чай «поварварски»: со сладостями, сахаром, бутербродами, в любое время суток и в любой компании, не обставляя процесс особыми церемониями.

Зато пьют немало: по данным Euromonitor, средне-душевое потребление чая в России в 2011 году составляло : 1,4 кг, в то время как в Китае, одном из центров мировой чайной культуры, — всего 0,7 кг. По объемам потребления чая Россия па четвертом месте в мире после Индии, Китая и Турции — около 180 тыс. тонн ($1,5 млрд); при этом в 2012 году ожидаются почти такие же показатели, говорит гендиректор Ассоциации российских производителей чая и кофе («Росчайкофе») Рамаз Чаптурия. Это стабильный, хорошо настоявшийся рынок: год от года его объем колеблется не более чем на 2%.

Между тем в стоимостном выражении чайный бизнес  рынок меняется значительно быстрее, прибавляя по 46% в год, что вызвано общим удорожанием категории (дорожают сырье, логистические процессы), а также, как можно осторожно предположить, смещением потребления к более дорогам продуктам. Перемены внутри этого спокойного с виду чайного бизнеса действительно происходят, утверждают чайные компании. Качество даже само го недорогого чая в целом растет, становится все меньше откровенно никчемного продукта — вроде паке тиков с технологической «трухой» и пылью внутри. Другой заметный тренд массмаркета — рост продаж пакетированного чая.

По данным «Росчайкофе», доля «пакетиков» может вырасти с 56 до 90%. Кстати, рост потребления пакетированных чаев означает более экономное расходование продукта потребителями, отмечают эксперты. А это не самый благоприятный фактор для российского чайного рынка: он насыщен как объемом предложения, так и чайными брендами, и эксперты ждут его консолидации. Сегодня в России более 120 -130 чайных брендов, а в ближайшие годы ожидается сокращение их числа до 70 -80. Расти в объеме рынку позволяет развитие премиального сегмента и новых направлений (купажи, травяные, фруктовые, экзотические чаи). Но это не быстрый процесс.

В последние два года, продажи премиального чая растут небольшими темпа ми (в пределах 23% в объемном выражении) при инфляции в 56%. Сегмент премиального чая составляет около 6% рынка в деньгах. В условиях довольно высокой консолидации чайного рынка в России (пять крупнейших компаний контролируют почти 70% продаж) многие небольшие игроки решают идти в элитный сегмент. Элитные сорта являют собой верхний предел премиального сегмента чайного рынка. «В обиходе этот чай называют «супер-премиум». Игроки между собой именуют такой чай «правильным». Подобная продукция продается в основном враз вес, в специализированных отделах магазинов или отдельных чайных бутиках, по цене примерно от 100 рублей за сто граммов.

По оценкам «Росчайкофе», чайный бизнес  едва ли превышает 2% от всего рынка. И это не так мало, учитывая внуши тельный объем внутреннего рынка чая в России. Формирование этой пиши началось в начале 2000х годов, когда на рынке стали появляться дистрибьюторы, сделавшие ставку на продажи элитных, чистых сортов чая — в основном из Индии, Китая, Кении, Вьетнама, с Тайваня и совсем экзотических мест вроде Непала, Гималаев (плантационные чаи: улун, сепча, пуэр, дарджилинги и другие). Россияне постепенно приобщались к чайной культуре, что сопровождалось открытием клубов, где им демонстрировали чайные церемонии. Крупнейшими поставщиками весового чая и лидерами чайного бизнеса стали Nadin и «Русская чайная компания», которые имеют сопоставимые объемы продаж. Всего поставщиков с заметными объемами па первом этапе было около десятка.

По оценкам Алексея Володяева, директора Wintergreen, сейчас поставками весового чая занимается уже не менее полусотни компаний по всей России, не считая совсем мелких игроков, ведь чайный магазин как бизнес вполне выгоден. Бизнес этот, разумеется, — для очень увлеченных чаем людей. «Иначе невозможно говорить с клиентами па «птичьем языке», состоящем из сотен названий чайных сортов», - говорит Володяев, который сам полностью интегрирован в свой бизнес. Алексей — профессиональный титестер - дегустатор чая, определяющий на вкус и внешний вид его качество и сорт; каждый день он в обязательном порядке пьет несколько новых образцов различных сортов чая.

Личных пристрастий у него давно уже нет. Особенности кропотливой работы своей компании он объясняет так: «В прошлом сезоне мы закупили 300 образцов индийского чая второго сбора. Это только один на бор — а у нас их было несколько от разных брокеров. Среди них мы выбирали те лоты, которыми будем торговать в течение года». С точки зрения бизнеса чай — вполне интересный продукт, говорят игроки. У него долгий срок хранения: по российским нормам он может составлять два года. Впрочем, в сегменте элитного чая такие долгие сроки хранения не приветствуются. Здесь имеет большое значение свежесть продукта, по крайней мере для от дельных сортов.

Элитный белый чай, скажем, должен продаваться за два-три месяца с момента сбора. Свежесть имеет большое значение для весовых качеств и обозначает четкий водораздел между чаем класса «эконом» и элитным. Кроме того, с точки зрения маркетинга элитный чай интересен тем, что позволяет потенциально охватить очень большую потребительскую аудиторию — ведь при всей «элитарности» он вполне доступен любому человеку со средним уровнем дохода: было бы желание. В чайном бизнеса очень важны рекомендации потребителей, ведь любители чая часто в своих пристрастиях ориентируются друг на друга. Многие не смотрят телевизор, не слушают радио, общаются только в своей среде. Причем я не знаю, что это за среда. Они приезжают из местностей, где нет Интернета, приходят к нам с какими-то дудочками в руках...

Когда первый раз смотришь на это, оторопь берет. Ну а когда пятый персонаж приходит за чаем с дудочкой, уже относишься к этому совершенно спокойно». Основная часть клиентов «Мей Хуа» — компании, которые занимаются мелкооптовой торговлей чаем по всей стране, не большие поставщики чая и кофе в ресторанный сектор, мелко-розничные точки, интернет-магазины. В отличие от «Мей Хуа», для большинства чайных компаний в России характерна не узкая специализация, а стремление иметь максимально широкий ассортимент — для более эффективной работы со специализированной чайно-кофейиой розницей PI HoReCaJ. Самые крупные игроки чайного бизнеса держат в прайс-листах по 200-300 чайных позиций. По объемам продаж и охвату розничного рынка лидирует «Русская чайная компания», работающая с 2000 года. Компания, у которой сегодня три тысячи партнеров, как говорят на рынке, «поднялась» на ароматизированных сортах чая и купажах.

Иначе работать с большими объемами на чайном рынке трудно: не так уж велико количество плантационного, листового чая чистых сортов. Впрочем, именно на него сейчас, по мнению некоторых игроков, наибольший спрос в Москве. «Ароматизированные чаи и смеси, которые мы называем «компота ми», уже не так популярны в сто лице, — говорит один из участников рынка. — Поэтому «Русская чайная компания» сейчас плотнее работает с регионами, куда новые веяния доходят позже». Впрочем, благо даря объемам закупок и налаженным каналам поставок компания, как рассказывают ее сотрудники, имеет возможность поддерживать ассортимент почти на 99%, кроме разве что форс-мажорных случаев (вроде тайфунов, уничтожающих плантации). Это крупный игрок, участвующий в разных сегментах рынка - фасовка чая, обжарка кофе, поставки фасованного чая в универсальную розницу.

Однако основная его «тема» — продажи весового чая в специализированную торговлю. Игроки признают, что в плане ассортимента сегмент весового чая — один из самых сложных. Урожай чая на плантациях снимается несколько раз в год, количество товара скачет в зависимости от сезона, его объемы и качество зависят от множества факторов, в том числе погодных, при этом число самих плантаций в Китае, на пример, невелико. Участков земли для выращивания высокогорных элитных сортов становится меньше из-за эрозии почвы, говорит Екатерина Вартанова из «МейХуа». Стремясь выдерживать качество, поставщики элитного чая закупают его с «бреидироваиных» плантаций лотами на аукционах.

При этом игроки рынка говорят о том, что работать с такими сорта ми становится все сложнее. На вол не популяризации чайной культуры перед кризисом 2008 года на рынок хлынуло множество подделок, не качественного продукта. В сортах элитного чая россияне пока разбираются слабо, что оставляет возможности как для прямого обмана, так и просто для маркетинговых игр. На покупателей порой магически воздействуют одни только названия сортов чая, и здесь действует древний принцип успешных продаж в премиуме: иногда чем продукт дороже, тем он лучше продается.По прогнозам экспертов доля чая в пакетиках в общей структуре чайного рынка будет расти и может достичь 90%.

Чтобы повысить ценность чая, продавцы любят также поиграть с его происхождением. «Например, в Тайване чая выращивается в четыре раза меньше, чем в Китае, там очень хорошие условия для это го, влажная среда, что делает чай насыщенным. Тайваньский чай изначально дороже. И если у вас есть хороший китайский чай, похожий на тайваньский, то производители  пишут на этикетке «Тайвань» — и ценник тут же вырастет в полтора раза. В этой ситуации, чтобы развивать чайную культуру и поднимать общий ее уровень среди россиян, нужно прилагать немалые усилия, считают в «Русском чайном доме». Компания, вышедшая на рынок в 2008 году, выбрала для себя нишу не-ароматизироваиных, чистых элитных сортов чая. Изначально, как рассказывает гендиректор компании Евгений Зайцев, был план по созданию сети из десятка розничных магазинов одновременно с оптовыми закупками чая.

Однако помешал кризис: продажи снизились, и па открытие магазинов средств уже не было. Решено было сосредоточиться на опте. 50% продаж компании приходится на мелкие розничные магазины, остальное — на оптовые компании (например, поставщиков кофе в рестораны, для которых чай — не профильная позиция). Продавать удается до 40 тонн чая в год. Бизнес развивается нормально, говорит Зайцев, но вернуть три миллиона рублей, которые были в него вложены, пока не удалось. Однако предприниматель не расстраивается: «Бизнес на чае долгоиграющий, мы знали это заранее».

В целом, несмотря на определенные сложности на этом рынке, количество поставщиков весового чая будет увеличиваться. Это связано отчасти с тем, что в регионах растет специализированная чайная розница, создаются сети магазинов, и у предпринимателей появляются устойчивый сбыт и возможность возить чай в страну самостоятельно, благо особых проблем с ввозом не существует. «Мы чувствуем серьезный рост рынка по китайскому чаю, а в последние два-три года увеличивается интерес к индийскому и цейлонскому», — говорит Алексей Володяев из Wintergreen.

Активно развивается и рынок пуэра, пик интереса к которому в России был несколько лет назад, но он остается высоко востребованным, причем спросом пользуется многолетний, десятилетний пуэр, которого, по словам Володяева, на рынке почти нет: «Десять лет на зад (а тем более пятьдесят) невозможно было себе представить, ка кой интерес станет вызывать пуэрсейчас. И тогда этот чай китайцы просто «не заложили». Большая часть пуэра, присутствующего сей час на российском рынке, делается китайцами по ускоренной технологии, которую они освоили, как только почувствовали спрос. Поставщики чая не жалуются на трудности со сбытом; впрочем, говорить о заметном росте продаж чая супер-премиум в рознице вряд ли стоит, утверждает Рамаз Чаптурия из «Росчайкофе».

По его мнению, единственной надежной точкой роста чайного бизнеса   останется в ближайшее время сегмент HoReCa: «Рестораны и кафе действительно способны увеличивать закупки чая суперпремиум, так как могут себе это позволить: ведь они продают не только сам продукт, но и сервис, особую атмосферу, закладывая все это в конечную цепу». В универсальной рознице куда лучше традиционно продается чай фасованный и пакетированный, в котором также есть сорта премиальные и супер премиальные. Что же касается розницы специализированной, в частности чайно-кофейных бутиков, отделов при супермаркетах и гипермаркетах в торговых центрах, то этот формат развивается в нашей стране не слишком быстро.



Обновлено 06.12.2013 13:23
 
      
 
Рейтинг@Mail.ru
top