Home Бизнес идеи для начинающих Чайный магазин как бизнес
Чайный магазин как бизнес
09.11.2012 16:33

Чайный магазин как бизнес

Первые крупные розничные торговцы чаем вышли на рынок в начале 2000х и сразу стало понятно, что чайный магазин как бизнес-это выгодное направление. Это в первую очередь самая большая сегодня сеть чайно-кофейных бутиков «Кофейная Кантата» (170 магазинов по стране) и «Унция» (около сотни). Пока это, пожалуй, и все примеры большого бизнеса в чайно-кофейной торговле. Эти компании открывают магазины и сами, и по франчайзингу, особенно актив но в регионах (Москву «окучивая» самостоятельно). В последний год конкуренцию им решила составить и «Русская чайная компания», предложившая франшизу чайно-кофейных бути ков или отделов под своей маркой «Чайбург».

 

Но освоиться в розничном бизнесе ей пока чуть сложнее, чем той же «Кофейной Кантате», которая изначально была нацелена только на розницу и за десяток лет охватила множество торговых центров Москвы. «Сегодня они уже заключают арендные договоры едва ли не за два года до открытия центров», - рассказывает участник чайного рынка. Правда, у «Русской чайной компании» есть свои преимущества как у опытного оптовика - объемы, каналы поставок. Сегодня под маркой «Чайбург» работают пока только 4 точки.

Однако чтобы составить конкуренцию устоявшимся игрокам чайного бизнеса, компания предлагает супервыгодные условия франчайзинга — отсутствие паушального взноса и роялти; более того, она готова компенсировать 50% арендной ставки своим партнерам в течение первого года, а также бесплатно установить торговое оборудование. Но проблема в том, что потенциальные фраичайзи компании — в основном индивидуальные предприниматели, которые, конечно, не в состоянии арендовать хорошие проходные места в раскрученных торговых центрах, что критично для чайной торговли. Впрочем, yа этот случай у «Русской чайной компании» есть и предложение по организации чайных киосков-павильонов в ТЦ районного масштаба. Поиск места — одна из самых сложных проблем для торговцев чаем. Требуются небольшие площади - 415 кв. м.

Нет смысла открывать магазин чая на ста «квадратах»: такой ассортимент, просто никому не интересен. А это самые дорогие арендные площади в пересчете на квадратный метр. В целом перспективы сетевой чайной торговли туманны. Сегмент уязвим, так как очень чувствителен к кризисам (все же дорогой чай - не товар первой необходимости), к тому же создание сети требует унификации и следования единым стандартам. Необходимо вкладываться в серьезную подготовку и обучение продавцов, мотивировать их материально (продажа чая предполагает консультацию, эмоциональный посыл, эрудицию продавца). На это готовы не многие компании. Например, такой под ход приняла «Кофейная Кантата».

Но угнаться за ней уже сложно. Розничная чайная торговля существует в основном в формате небольших торговых точек. Для многих предпринимателей это довольно приятная форма бизнеса, граничащая с самозанятостью: доходы таких магазинчиков весьма скромны. Ежемесячный оборот чайного бутика в торговом центре в Москве может достигать 300-500 тысяч рублей. Наценка составляет в среднем по рынку 200-300%, понизившись по сравнению с 500% несколькими годами ранее - в связи с ужесточением конкуренции. Это во многом связано с появлением большого количества интернет магазинов, предлагающих элитный чай «дешево». Как и розничные магазины, это всегда скорее бизнес «для души», и занимаются им те, кто в принципе не имеет больших амбиций по созданию «империи» чайных магазинов. Розничная чайная торговля существует в основном в формате небольших магазинчиков. для многих предпринимателей это довольно приятная форма бизнеса, граничащая с самозанятостью: доходы таких торговых точек весьма скромны.

Впрочем, есть и исключения. Екатерина Шиянова, руководитель небольшой московской сети чайных бутиков «Этикетъ» (сейчас 10 магазинов в торговых центрах Москвы и Подмосковья), намерена создать крупную сеть, которая, по ее словам, не будет ограничена даже пределами России. Екатерина, бывший телевизионный журналист, начинала чайный бизнес на торговле элитным чаем вместе с партнером: он стал основным инвестором проекта, однако потом из него вышел. В открытие одного магазина, по словам Екатерины, вкладывается примерно миллион рублей.

Стилистика бутиков «Этикетъ» - старорусская, а вовсе не восточная со звенящими колокольчиками, веерами и про чей атрибутикой восточного «фэншуя». Шиянова закупает элитные сорта в Китае, Европе, в Москве у оптовых компаний. Сейчас она готовится открыть еще два-три магазина, но признает, что в целом ситуация в бизнесе не блестящая: некоторые точки балансируют па грани убыточности. При удачном раскладе магазин окупается за полтора года и может приносить 400 тысяч рублей чистой прибыли в месяц. Однако пока Шияновой не удается вывести все магазины на такой уровень: она связывает это с ошибками в ассортименте и тем, что пока не удалось укомплектовать штат профессиональными продавцами.

При этом предпринимательница не намерена сходить с выбранной стези и торговать более дешевой продукцией. «Клиентов сегодня совершенно не пугают цепы, им нужно качество», — уверена она. Это тот довольно шаткий форпост, па котором стоят участники рынка дорогого весового чая. Особенность их бизнеса в том, что он прямо зависит не только от уровня доходов населения и ситуации в экономике, но и от желания потребителя пробовать что-то новое и менять свои привычки. «Для нас чай, который пьет человек, — это показатель качества его жизни, именно качества, а не уровня до хода, — уверяет Денис Капустин из Wintergreen.

-Чай говорит о многом: о том, насколько чело век развит, насколько осознан но он подходит к своей жизни». Повышение сознательности по требителей - это, конечно, тренд. Но он пока характерен скорее для области продуктов питания, чем для чая.

Обновлено 10.02.2014 20:18
 

      
 
top