Тайм-кафе
18.11.2016 00:00

Тайм-кафе

Тайм-кафе, в которых посетители платят не за еду, а за проведенные за столиком минуты, стали появляться как грибы после дождя. Сможет ли новый формат  тайм кафе сейчас прижиться в российских городах и приносить своим владельцам хорошую прибыль?

Настольные игры, бесплатные чай и сладости в режиме самообслуживания этот незатейливый набор предлагают посетителям так называемые тайм-кафе, или анти-кафе. Платить здесь нужно только за время нахождения: минута обходится в 12 рубля с человека. И хотя принцип оплаты далеко не ноу-хау, анти-кафе чисто российское изобретение. Первое такое заведение открылось менее полутора лет назад, и оригинальную идею быстро подхватили предприимчивые люди: всего за полгода появилось 60 точек  тайм кафе в разных городах России.

 

Нестандартная концепция нашла немало поклонников, но первый год работы вскрыл главный ее недостаток низкую прибыльность. И сегодня первопроходцы стоят перед выбором: либо чистота формата, либо финансовая отдача. В пятницу вечером в анти-кафе «Циферблат» шумно: кто-то играет на фортепиано, кто-то занимается английским, кто-то сражается в «Мафию». На каждом столике по будильнику, правда, они лишь для антуража.

Время фиксируется проще: на входе запишут, когда вы пришли, на выходе подсчитают, сколь ко пробыли. Уютные помещения, где можно посидеть одному или с компанией, появились в России с легкой руки писателя и музыканта Ивана Митина. «Для меня и моих друзей всегда было проблемой собраться где-нибудь большим коллективом, не тратясь на еду по заоблачным ценам. И мы открыли «Дом на дереве», рассказывает он. Туда мог прийти любой, выпить чаю, почитать книгу или пообщаться со знакомыми, а уходя, оставить столько денег, сколько сочтет нужным. Но содержать «Дом» оказалось сложно, зачастую находились желающие по сидеть бесплатно они портили атмосферу своим безразличным отношением».

Поэтому осенью 2011 года гн Митин с товарищами запустили проект «Циферблат» с более простой системой оплаты: одна минута один рубль. «Это дешево и в то же время позволяет окупить аренду помещения», отмечает он. Правда, писатель так и не вжился в роль истинного предпринимателя: он охотно делится подробностями своего бизнес-проекта тайм-кафе со всеми, кто хочет начать подобное дело. «Мы вместе с ребятами из других городов в складчину открываем новые «Циферблаты». При этом действуем без какой-либо финансовой помощи инвесторов», говорит Иван Митин.

К слову, сегодня «Циферблатов» уже девять, в том числе в Санкт-Петербурге, Казани и Киеве. Владельцу финансово-строительной компании «Неон» Михаилу Мулину идея тайм-кафе сразу показалась перспективной. Он разработал аналог: его «Бабочки» распахнули двери вскоре после открытия первого «Циферблата». Гн Мулинне скрывает, что для чего это дополнительный бизнес, с которым он связывает большие планы: «Мы много инвестируем в оформление франшизы. У нас более 20 заявок от желающих открыть «Бабочки» в регионах, и их число только растет». Новый оригинальный формат быстро стал модной фишкой.

И тайм -кафе начали появляться в российских городах: сейчас их около 60, 15 в Москве. Это неудивительно, ведь подобный проект не требует больших стартовых затрат даже в столице. По словам Михаила Мулина, для открытия одного тайм-кафе площадью 200 кв. м необходимо примерно 2 млн рублей на оплату первых двух месяцев аренды и покупку мебели и оборудования. «У нас же заведения про досуг, а не про еду, поясняет бизнесмен. Здесь нет профессиональной кухни, а значит, не нужны шеф-повара и дорогостоящая техника. Более того, обычно такие проекты регистрируют как культурно-досуговые центры: это сделать гораздо проще, чем оформить точку общепита, поскольку нет необходимости в лицензиях на продажу еды и алкоголя». Правда, у всего есть оборотная сторона. Спустя полгода работы владельцы анти-кафе столкнулись с проблемой: лояльная аудитория формируется быстро, а вот финансовая отдача невысока.

Арифметика проста.

При круглосуточной 100 процентной заполняемости, скажем, заведения на 120 посадочных мест и стоимости минуты 2 рубля выручка должна составить 345,6 тыс. рублей в сутки, или порядка 10 млн. в месяц, прикидывает гендиректор консалтинговой компании Business Hospitality Group Александр Киндеев. По факту же у нас выйдет не более 10% от этой цифры, то есть где-то 900 тыс. рублей это на уровне самоокупаемости. Для сравнения, традиционное кафе с теми же характеристиками может приносить ежемесячно около 500 тыс. рублей чистой прибыли при обороте 2 млн. рублей в месяц».

Доход анти-кафе, уверяют владельцы, неравномерен и сильно зависит от сезона: если зимой он может достигать 200 тыс. рублей в месяц, то летом такие заведения зачастую убыточны. Традиционно нехлебные для обычных кафе летние месяцы действительно стали для анти-кафе настоящим испытанием: в столице закрылись два «Циферблата» и один Friend's Club, а вторая точка этой сети в Новосибирске лиши лась инвестора и была вынуждена объявить сбор денежных средств на оплату аренды. «Открывая тайм-кафе, все ждут простого заработка, хотя эта бизнес-модель сама по себе не слишком выгодна, сетует владелец Friend's Club Роман Макаров.

Чтобы оставаться на плаву, требуется очень большой поток посетителей, что часто бывает невозможно, да и противоречит концепции уютного, комфортного места». Михаил Мулин, в свою очередь, убежден: анти-кафе способны обеспечивать хороший доход. «Проработав месяца три, мы поняли, что бизнес-модель перспективна. Сейчас дополнительно закупили две игровые приставки , новые на стольные игры, еще один прожектор...

Тайм кафе  могут быть прибыльными. Насколько? Мы над этим работаем», говорит предприниматель. Александр Киндеев же придерживается мнения, что хорошую отдачу может приносить лишь смешанная модель если анти-кафе расширит спектр услуг. «При этом важную роль играет место, где оно находится, добавляет г-н Киндеев.

Например, если рядом с офисными помещениями, то нужны обустроенные переговорные, если рядом с учебным заведением или студенческим общежитием дешевая еда, игровые приставки,игровые автоматы http://clubvulkan-online.com/ и даже возможность переночевать».Среди большого количества игровых клубов  легко запутаться и т сложно сделать правильный выбор. Широкий ассортимент азартных развлечений – не всегда гарантия качества.

Между тем повысить финансовую эффективность анти-кафе не так-то просто: если продавать еду выйдет обычное кафе, если поставить десяток игровых приставок игровой клуб, если организовывать выступления музыкальных групп тоже клуб, только другой специализации.

Самый легкий путь больше зарабатывать, сохранив формат заведения, увеличить стоимость минуты. Практически все тайм-кафе уже ушли от первоначального тарифа «одна минута один рубль»: первый час обычно в 1,52 раза дороже остального времени. По понедельникам и вторникам, когда посетителей меньше всего, многие владельцы сдают помещения в аренду: в «Бабочках» снять зал на 20 человек с проектором и доской для записей обойдется в 7,2 тыс. рублей за три часа.

Таким образом окупается «холостое» время, однако, полагает Иван Митин, это противоречит концепции, в соответствии с которой посетитель может прийти, когда захочет. Но есть и более интересный вариант: развлекать гостей так, чтобы они пробыли подольше. «За чаем и настольной игрой основная часть посетителей проведет не больше полутора часов, делится соображениями владелец воронежского анти-кафе «Атмосфера» Алексей Николенко.

Поэтому мы стараемся увлечь гостей различными мероприятиями: клубами иностранных языков, показами фильмов, лекциями, творческими вечерами, встречами с известными людьми и концертами по билетам за отдельную плату. Это позволяет привязать человека к месту».


Обновлено 21.11.2016 08:48
 
      
 
Рейтинг@Mail.ru
top