Home Как открыть свой бизнес Понятие и виды человеческого капитала
Понятие и виды человеческого капитала

Понятие и виды  человеческого капитала

Производительность труда работников компании зависит не только от их интеллекта, силы, качества и количества и используеми средствами, но и от их человеческого капитала. Человеческий капитал это те навыки и знания и работника, которые увеличивают его возможности для осуществления своей работы, которая имеет экономическую ценность.

Примерами человеческого капитала могут служить умение соорудить лестницу, которым обладает плотник; связи и знание о работе правительственных учреждений, которыми обладает лоббист. Обычно человеческий капитал можно получить благодаря учебы у других людей, уже обладающих необходимыми навыками или приобретенному опыту.

Именно человеческий капитал это единственный фактор, который обусловливает различие между неквалифицированными работника (которые могут копать, а могут и не копать) и квалифицированными специалистами, в решающей степени определяет производительность труда .К примеру, сейчас очень много людей с образованием бухгалтера, но немного настоящих специалистов, которые могут повысить эффективность бизнеса, сократив  расходы  компании и оптимизировав зарплаты рабочим. Конечно же, бухгалтерские услуги лучше доверить профессиональной компании.

Будет полезным провести различие между видами человеческого капитала специфическим для данной фирмы и универсальным человеческим капиталом. К первой категории относят знания и навыки работы, которые имеют ценность только при работе в данной конкретной компании, ко второй - те навыки и знания, которые повышают производительность труда данного индивида при работе у любого из нескольких работодателей.

Образцом специфического человеческого капитала может служить знание слабых мест оборудования конкретной фирмы или ее системы бухгалтерского учета, особой терминологии и процедур принятия решений, используемых в данной фирме, или потребностей клиентов фирмы. Примерами универсального человеческого капитала является умение работать с определенным типом оборудования или вести бухгалтерскую документацию, знакомство с обще-деловой терминологией и процедурами и общие навыки работы в сфере сбыта и маркетинга.

В условиях рынка труда без накопления человеческого капитала ни одна фирма никогда не стала бы осуществлять инвестиции в подготовку работников, обеспечивающие улучшение их универсального человеческого капитала. Такая подготовка привела бы только к повышению определяемых рынком ставок заработной платы работников, что отразило бы возросшую производительность их труда и их большую ценность для других работодателей.

Инвестиции, осуществленные фирмой, не принесли бы ей никакой отдачи. Для работников же, напротив, имелся бы смысл увеличивать свой универсальный человеческий капитал — это повышает производительность их труда, их ценность для множества потенциальных работодателей и в конечном счете увеличивает их заработки. Человеческий капитал фактор экономического роста не только одной компании, но и всей страны. В период перестройки многие ценные специалисты России были заманены в США, многие все еще продолжают там работать и уже стали миллионерами.

Таким образом, сельскохозяйственный рабочий может осваивать в процессе работы более эффективные способы сбора фруктов, но при этом не может рассчитывать на всестороннюю подготовку за счет фермера. Аналогичным образом молодой менеджер мог бы по вече рам готовиться к получению степени магистра делового администрирования, но его нынешний работодатель едва ли стал бы помогать оплачивать учебу.

Работодатель может счесть оправданными инвестиции в специфический человеческий капитал работников, т. е. в те знания и навыки, которые имеют ценность только в данной конкретной фирме. Рынок не требует доплачивать работникам за овладение этими навыками, поскольку они не увеличивают ценности этих работников для других работодателей.

Для самих работников осуществление таких инвестиций не имеет особого смысла, однако если они не будут работать в фирме длительное время, то и фирма получит лишь не большую часть потенциальных выгод от данных инвестиций.

Например, временный сельскохозяйственный рабочий не имеет особых причин изучать специфику полей или техники одного из своих нанимателейфермеров, а фермер не извлечет особой выгоды для себя, если познакомит работника с этой спецификой. В условиях высокой мобильности работников объемы инвестиций в специфический человеческий капитал имеют тенденцию быть очень низкими.

 

      
 
top