Home Как открыть свой бизнес Как оценить стоимость компаний
Как оценить стоимость компаний

Фраза «Прогноз — дело неблагодарное» давно стала крылатой. Между тем именно прогнозирование размера будущих денежных потоков может сыграть важную роль в достижении желаемой для продавца бизнеса цены. Остается только убедить неблагодарного покупателя.

 

До сих пор основным методом оценки стоимости российских малых и средних компаний остается доходный — в отличие от развитых стран, где превалирует сравнительный подход. Особенно прижился на отечественной почве метод дисконтирования денежных потоков (ДДГ1), поскольку в нем заложено немало возможностей для подгонки цифр под нужный результат. Достичь желаемой цифры можно несколькими способами - на пример, играя длительностью прогнозного периода, ставкой дисконтирования и прогнозом размера будущих денежных по токов.

Увеличение количества прогнозных лет, к примеру, с пяти до восьми даст весьма небольшую прибавку, поскольку текущая стоимость будущих доходов с каждым годом снижается в геометрической прогрессии, стремясь к нулю. Заниженная ставка дисконтирования, несопоставимая со степенью риска для небольшого и даже среднего бизнеса, значительно увеличивает срок окупаемости и снижает инвестиционную привлекательность. Другое дело - прогноз будущих денежных потоков.Но правилам, он должен основываться на достигнутых результатах (ретроспективных данных за 3 5 лет) и статистических методах. При этом необходимо опираться и на маркетинговые инструменты: данные по экономике в целом и отрасли, обзоры и прогнозы специалистов, а также экспертное мнение оценщика. Хорошо еще, что не астролога. Давайте мысленно вернемся на несколько лет назад

. Августовский кризис 1998го запустил механизм импортозамещения, а либеральная экономическая и налоговая политика подтолкнула рост малого и среднего бизнеса. Что в итоге и привело к повышению покупательной способности граждан, подмосковному строительному буму и резкому росту цен на недвижимость. Ожил и рынок купли -продажи бизнеса.

Эйфория, охватившая предпринимательский люд, постепенно привела к надуванию «пузыря»: в сделках купли-продажи, прямого инвестирования, слияний и поглощений все большую роль играли эмоции и ожидания светлого будущего. Для оправдания ожиданий строились радужные прогнозы бесконечного экспоненциального роста. Готовя материал для публикации, я выборочно проанализировал прогнозы, содержащиеся в инвестиционных меморандумах 2005 -2008 годов. Практически во всех документах рост конкретной компании планировался на уровне, превышающем прогнозы роста отрасли в 2 3 раза, и так вплоть до 2011 -2014 годов (а в отдельных случаях — и на бесконечную перспективу).

Банки охотно кредитовали компании под залог недвижимости (и под грабительский процент) на пере вооружение и расширение производства. Предприниматели вместо реинвестирования прибыли по купали недвижимость и непрофильные активы. Производители и торговые компании активно осваивали верхний ценовой сегмент и интернет -пространство. Наступившее в 2008 году отрезвление почувствовали и те мои клиенты, кто не успел продать бизнес по нереальной цене, и те, кто успел по нереальной же цене что нибудь прикупить.

Прошло уже немало лет с той поры, и толь ко сейчас стало понятно, что та кого милого строительного бума больше не будет никогда. Планам по открытию за год сорока туристических агентств, сети ювелирных магазинов и салонов элитной сантехники, увеличению в разы. тиража элитного журнала стоимостью 2,5 тыс. рублей за помер никогда не суждено сбыться. Более того, уже сильно поистрепалась тема легкого заработка в онлайн -торговле, на контекстной рекламе и платежных терминалах. После «разбора полетов» можно сделать несколько выводов, до которых мы не могли додуматься в те времена. Феномен роста бизнеса в пер вые годы после его создания закономерен, но не вечен: рано или поздно наступает следующая стадия жизненного цикла.

И эффект «низкой базы», который свойствен первомe этапу, не должен никого вводить в заблуждение на этапе следующем. Компания не может расти в разы быстрее рынка длительное время. На определенном этапе потребуются серьезные вложения в модернизацию, новые продукты, в менеджмент и маркетинг. Рост любого сегмента рынка тоже имеет свойство заканчиваться. Примеров масса: производство строительных и отделочных мате риалов, а также мебели, издательский и туристический бизнес, люксовый сегмент товаров народного потребления. Рост бизнеса не может в разы превышать темпы роста экономики в целом на бесконечную перспективу. Если вы всерьез закладываетесь на это проделайте шутливый расчет, чтобы определить, через сколько лет ваша выручка сравняется с ВВП страны.

Риски, которые привносят в мировую экономику глобализация и технологическая революция, делают даже среднесрочное прогнозирование все более и более не благодарным делом. К сожалению, далеко не все предприниматели сделали надлежащие выводы. А если и сделали, то с упорством, достойным лучшего применения, продолжают строить радужные прогнозы. Например, не большая торговая компания, имея одинединственный собственный магазин, ищет инвестора для открытия ста точек по продаже элитного испанского напольного покрытия, уповая на рост доходов столичного и подмосковного населения. Архангельский предприниматель, чей загородный пансионат заполнен туристами в среднем на 16%, считает единственным способом развития своего бизнеса создание на его базе СПА-центра мирового уровня. Естественно, на деньги инвестора.

Наверное, не все так пессимистично, как представляется автору. Однако я уже остерегаюсь оценивать бизнес исключительно по его перспективам и очень настороженно отношусь к аналогичным поползновениям со стороны моих клиентов.

Рост бизнеса не может в разы превышать темпы роста экономики в целом на бесконечную перспективу. если вы всерьез закладываетесь на это -проделайте шутливый расчет, чтобы определить, через сколько лет ваша выручка сравняется с ввп страны

 

      
 
top