Home Как открыть свой бизнес Корпоративная культура компании
Корпоративная культура компании

Новый цикл наших статей посвящен корпоративной культуре компании - тому мощному энергетическому полю, которое необходимо возделывать внутри каждой организации во имя воспроизводства ДНК компании. Мы будем рассматривать эту тему с точки зрения развития энергии. О внутренней энергии мы много раз говорили применительно к человеку, рассказывая о том, как можно увеличивать собственную мощь.

На уровне корпорации эта идея работает похожим образом. Ведь в любой культуре заложена очень простая мысль, которая выросла из древних практик и понимания основ бытия: чем выше относительно уровня бытия ценности человека, тем больше генерируется энергии, направлен ной на их достижение. Только великие цели и ценности способны создавать сильную мотивацию для людей, привлекать сторонников, формировать общности и энергетическую массу. В этом ключе, на мой взгляд, и необходимо рассматривать внутренную корпоративную культуру.

Когда речь заходит об этом понятии, мы сталкиваемся в России с серьезным скепсисом и массой дремучих толкований. Во многом это связано с тем, что большинству наших соотечественников еще не доводилось оказываться внутри организаций с нормальной корпоративной культурой,  примеру среди таких специалистов, как таможенный брокер. Не в последнюю очередь это вызвано болезнью роста бизнеса: российские компании, в отличие от американских и тем более европейских, в большинстве своем еще не созрели до того, чтобы сознательно и целенаправленно заниматься формированием сильной культуры внутри.

Стоит признать, что и сильных лидеров, несущих в себе «разумное, доброе, вечное», тоже не наблюдается вокруг в достатке. Тем более что руководители многих российских организаций - люди, которые сформировались как управленцы в 1990-е годы, со всеми вытекающими последствиями - склонностью к спекулятивному мышлению и приверженностью хищнической идеологии, направленной на угнетение и унижение людей. Речь в данном случае не идет о стиле управления.

Авторитарный стиль руководства, который доминирует в российских компаниях, не имеет к этому никакого отношения. Ведь единоличное правление отнюдь не сводится к парадигме рабовладельческого общества: формат просвещенной монархии ему также более чем подходит. Какой путь вы брать и в какую сторону вести свою компанию - далеко не праздный вопрос, если мы говорим о современном менеджменте.

МИССИОНЕРЫ И ПОДВИЖНИКИ

Начнем с того, что в мире нет ни одной глобальной компании которая не использовала бы принципы корпоративной культуры и сильной идеологии, определяющей существование системы и управление людьми. Без этого они попросту не стали бы глобальными. Побочным свойством куль туры и идеологии является власть, но основным - свойство делать компанию привлекательной для большого количества людей, «удерживать» сотрудников в своем поле, объединяя их общими ценностями и делая опорой друг для друга.

По природе любая идеология представляет собой совокупность образов, воплощенных в определенные символы, культурные традиции, уложения, законы, правила, ритуалы, носителей, мифы. Однако, к сожалению, в большинстве своем в российских компаниях они представляют собой набор мертвых тезисов, косных миссий, неспособных увлечь за собой людей.

Как правило, там никто уже давно не помнит, кем все это состряпано. Зато за ранее известно, что их написали за пять минут, чтобы выполнить веление моды: «У компании должна быть своя миссия». Притом что на самом деле это великий труд - создать образы, за которыми пойдут люди и будут в них вкладывать свою душу. Насчет того, стоит ли «трудиться», существуют две точки зрения. Так, противники идеи корпоративной миссии утверждают, что в компании не должно быть ценностей для «внутреннего потребления», а создание единого поля не несет в себе никаких возможностей. По моим наблюдениям, такую позицию обычно защищают люди, которые не хотят ни за что нести ответственности, не желают ориентироваться на других, не нуждаются в ценностных основах. Отсутствие идентификаторов добра и зла, на базе которых и формируются ценности, для них очень удобно.

Еще одна категория людей, панически боящихся воздействия любой идеологии, - это не нашедшие свое место в мире и ощущающие внутреннюю пустоту. При первом же знакомстве с идеологией или корпоративными ценностями они испытывают острейший при ступ страха, опасаясь, что окажутся в «секте». С подобным противостоянием сталкиваются все религии, которые пытаются так или иначе «войти» в сознание. Нет такой религии, которая не возлагала бы ответственности на человека, что само по себе не для всякого комфортно. Ведь принятие любой ценности требует действий, усилий и поступков. Не обязательно физических. В то время как человеку может быть выгодно держаться зоны не принятия решений и жить за счет других.

Но... нужны ли такие люди организации (если проводить аналогию между религией и корпоративной культурой)?

Современный мир живет по другим канонам, представляя собой сетевое образование, опутанное различными виртуальными связями. Объединение любых сил возможно только на базе высших ценностей. Понятно, что по разным причинам объединяться желают не все. В чем сила протагонистов - людей, которые признают важность корпоративных ценностей? Прежде всего в ожидании синергетического эффекта от совместной деятельности.

Поведенческого, энергетического и эмоционального. Общество сразу начинает работать на человека, который принял и разделил его ценности. Это происходит автоматически. И такое единение дает человеку внутреннюю силу, снимает чувство тревоги, комплексы. Между системой и человеком возникает нормальный энерго-обмен. Тот факт, что идеология устанавливает определенные порядки, законы и правила игры между всеми сотрудниками, - чрезвычайно важное условие для самосохранения каждого индивида в организации и всей системы в целом. При этом умение создавать круг настоящих единомышленников в рамках та кой системы - одна из основных доблестей менеджмента.

Если это удается, в дальнейшем он может избавить себя от многих лишних движений. Ему не нужно будет в чем-либо убеждать сотрудников, преодолевать их сопротивление и бороться за выполнение штатных задач. Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что идеология и корпоративная культура, с одной стороны, формируют власть в организации, с другой - позволяют ей бесконечно долго воспроизводиться. ДНК организации будет передаваться вновь прибывающим, которые начнут передавать эту культуру другим поколениям сотрудников.

Все вместе они станут носителями мощной виртуальной оболочки, коей и является корпоративная культура. Нет скольконибудь сильных компаний (равно как и государств), не имеющих мощной идеологии. И от того, какие элементы мы включаем в оболочку компании, будет за висеть ее успешность и длительность жизни. Альтернатива та кому пути - анархия и гибель компании.

Успех в построении корпоративной культуры на 4050% зависит от первого лица и топ менеджмента. Любая компания - плоть от плоти своего создателя. Чем крупнее масштаб личности руководителя, чем выше его ценности, тем больше у него возможностей сплотить вокруг себя единомышленников. А вот личность размером с гномика вряд ли способна на это. Не поможет даже «звездный» HR менеджер: тот способен лишь сгладить острые углы и сделать более комфортным пребывание сотрудников в такой «зоо-среде», но не на полнить их существование высшим смыслом или изменить ценности руководителя.

Ведь именно последние будут транслироваться внутри компании. Большая проблема, возникающая при построении корпоративной культуры, - это даже не «мертвая» корпоративная миссия, а ханжество управляющих, когда декларируется одно, а продуцируется совсем другое. Это очень распространенный изъян в российских компаниях, который, в частности, оказывания в адрес сотрудников не транслируются внутри компании? Вы действительно считаете, что сотрудники -это овцы, которые пасутся поблизости в без мятежном неведении?

 

      
 
top