Home Как открыть свой бизнес Фулфилмент в России
Фулфилмент в России

Эффективное удовлетворение массового спроса всегда подразумевает разделение труда и узкую специализацию. Как только российский рынок электронной коммерции начал становиться на ноги, появились компании, предоставляющие услугу фулфилмента (англ. fulfilment - исполнение заказа). Владельцы большинства Интернет-магазинов еще не знают, что эта услуга им необходима, но скоро им предстоит с ней познакомиться, ведь с ростом объемов торговли аутсорсинг непрофильных функций становится важным условием конкурентоспособности.

Рассмотрим российский рынок фулфилмента и ответим на ряд вопросов: зачем это нужно, как выбрать оператора, можно ли без него обойтись, сколько стоит построить собственный фулфилмент центр и в каком случае это целесообразно делать. Еще пять лет назад об услуге фулфилмента в россии знали только компании, занимающиеся традиционной дистанционной торгов лей (каталоги и телемагазины), и крупнейшие интернет-магазины, такие как ozon. Понятие фулфилмента пришло к нам с Запада, в первую очередь из США. «Там этим словом обозначают полный цикл обработки товаров, включая прием на склад, хранение, комплектацию заказов, отправку покупателю и работу с отказами. При этом управление заказами остается в ведении интернет-магазина».

Российские операторы фулфилмента пока предлагают неполный набор услуг. Даже те компании, которые работают по западной модели («Дистрибьюторский центр Бертельсманн», «Бета Продакшн», «Аккорд Пост»), не контактируют с покупателями на этапе приема заказа, не отправляют посылки курьерскими службами и не взаимодействуют с поставщиками товаров. Вдобавок эти компании, как правило, не предлагают свои услуги рядовым интернет-магазинам, а стремятся сотрудничать с теми, кто обрабатывает несколько сотен или тысяч заказов ежедневно. Все операторы фулфилмента, за исключением «Дистрибьюторского центра Бертельсманн», который недавно отметил пятнадцатилетие ведения бизнеса в России, вышли на рынок в последние годы.

Например, компания «Бета Продакшн» была выделена в отдельную структуру из крупнейшего в России каталога «Мир книги» в 2008 году, и лишь в начале 2011-го в ней появилось подразделение по обслуживанию интернет-магазинов. Для интернет-магазинов нужны совсем другие технологии, так как они оперируют меньшими объемами. Технологии, рассчитанные на большие потоки товара, в этом случае становятся неэффективными. Условно говоря, грузить апельсины бочками - это одно, а штучками, да еще и разного цвета и формы, - это совсем другое». В последние три года на российский рынок Интернет-торговли пришло огромное количество новых игроков - небольших магазинов, индивидуальных предпринимателей.

- Многие из них находятся далеко от поставщиков товара. А покупатели стали гораздо более требовательными: сроки доставки и уровень сервиса Почты России мало кого устраивают, и курьерская доставка с возможностью примерить или проверить товар перед его оплатой уже воспринимается как норма. Интернет-магазины пытаются не только продавать товар дистанционно, но так же и производить закупки и управлять складскими остатками через интернет.

Сейчас российский фулфилмент расширяет спектр предоставляемых услуг и учится работать с небольшими интернет магазинами. Услуги, которые ранее предоставлялись отдельными компаниями - курьерская доставка, ответственное хранение, коллцентр, маркетинг, оформление отправлений на почте, - целесообразно объединять в одну компанию для работы в режиме «одного окна» с интернет-магазином».

Среди новых игроков, вышедших на рынок фулфилмента начиная с прошлого года, преобладают курьерские компании, включая «Мегаполис», «МСити», Axiomus, «РуКурьер» и др. Компания Ozon, которая еще в 2009 году озвучивала планы по оказанию таких услуг партнерским интернет-магазинам, приступила наконец к их реализации.

Другой крупный игрок - «Викимарт» заявил, что получил новый раунд инвестиций именно для создания фулфилмент центра. «Евросеть» делегировала на рынок фулфилмента свое подразделение «Евросеть Логистик». Компании - операторы складов сделали то же самое. При этом, далеко не все компании учли, что логистические процессы дистанционной торговли сильно отличаются от традиционного ритейла, поэтому оттачивать стандарты работы и ценообразование им приходится на ходу.

Фулфилмент - это прежде всего сложная инфраструктура, так что начать этот бизнес с нуля очень сложно. Руководитель компании Quadra полагает, что многие из тех, кто заявляет о своей принадлежности к рынку фулфилмента, на самом деле имеют к нему условное отношение: «В эту категорию попадают колл центры, заключившие партнерские соглашения с курьерскими службами и продающие свою услугу под видом фулфилмента; небольшие курьерские службы, не имеющие ни физической, ни технологической инфраструктуры и зачастую не понимающие, как работает эта услуга; начинающие предприниматели, решившие «заняться фулфилментом» и сделавшие себе сайт, за которым ничего не стоит».

Поспешный выбор фулфилмент оператора чреват несоблюдением сроков обработки заказов, повреждением и утерей товаров, резким падением качества сервиса в высокий сезон, неисполнением финансовых обязательств, несвоевременным перечислением денег за выполненные заказы, а также непредвиденными расходами.

На более развитых рынках (в Европе, США, Китае) к выбору оператора фулфилмента подходят еще строже: сравнивают стоимость и сроки интеграции (объединения нескольких товаров в одном заказе), смотрят на внедренную систему учета, обращают внимание на процент ошибок комплектации и упаковки и т.д. Клиенты хотят в режиме онлайн получать информацию об остатках и движении товара, наводят справки о том, как компания справляется с нагрузками в пиковые периоды.

Стоит отметить, что в развитых странах высокое качество услуг фулфилмента при разумных ценах обусловлено не толь ко многолетней эволюцией рынка, но и отлаженностью федеральных почтовых служб. В России же услуги доставки слабо структурированы и недостаточно унифицированы. «В каждом крупном городе есть свои курьерские компании с гибкой ценовой и сервисной политикой, на магистральных направлениях работают крупные службы с относительно высокими тарифами и относительно негибким сервисом.

Почта России фактически является монополистом в отдаленных регионах, при этом сроки доставки и качество сервиса не выдерживают никакой критики. Это приводит к крайнему усложнению транспорт ной логистики магазина, что сказывается на сроках и стоимости доставки. Что касается складской логистики, то мелкие интернет-магазины зачастую не могут предоставить корректную информацию о своих товарах: артикул, штрих-код, габариты и вес. Это существенно усложняет работу с товаром, что приводит к задержкам в комплектации заказов и повышает стоимость складской обработки».

Развитие Транспортно-логистической инфраструктуры в стране сильно перекошено в сторону Москвы, что порождает заколдованный круг: фулфилмент центры не появляются в регионах, поскольку электронная коммерция там недостаточно развита, а предпосылок для ее развития нет в том числе и по тому, что складская логистика находится на очень низком уровне. Просьба оценить объем российского рынка фулфилмента вызвала у наших экспертов затруднения: они ссылаются на молодость рынка и его непрозрачность.

Объем дистанционной торговли в России сейчас - от 80 млн. до 100 млн. посылок в год. 25-30% посылок комплектуется аутсорсинговыми компаниями, что соответствует примерно 25 млн. посылок. Посчитать стоимость услуг фулфилмента сложнее, поскольку единых стандартов нет. По оценкам западных экспертов, стоимость этих услуг не должна превышать 10% от стоимости заказа. Для наиболее популярных товарных групп в России она составляет 68% при среднем чеке 3000 рублей. То есть объем рынка фулфилмента сегодня от 4,5 млрд. до 6 млрд. рублей.

Этот рынок будет расти с каждым годом, ведь многие владельцы интернет-магазинов до сих пор пытаются решить вопросы хранения и логистики своими силами. В ближайшие три года эта тенденция изменится, и большинство игроков осознанно перейдут на аутсорсинг.

Очевидно, что развитие фулфилмента станет дополнительным драйвером рынка электрон ной коммерции. Недоразвитость логистической инфраструктуры и соответствующих компетенций основной массы участников рынка тормозит развитие российской онлайн-торговли и электронной коммерции в целом. Чем больше будет качественных фулфилмент-центров, тем больше магазинов будут передавать фулфилмент на аутсорсинг профессиональным компаниям.

Для среднестатистического оператора дистанционной торговли это вполне рациональное решение, которое позволяет существенно - в среднем не менее чем на треть - сократить логистические издержки и сконцентрироваться на решении ключевых задач развития бизнеса».

Экономия в первую очередь достигается за счет оптимизации движения товаров, снижения складских за трат (сортировка, хранение, комплектация заказов и т.д.), сокращения расходов на доставку и возврат, а также прием платежей. В свою очередь, крупные фулфилмент-центры добиваются высокой эффективности за счет большого объема операций, развития профильных компетенций и концентрации необходимых ресурсов. Интернет-магазину нужно дорасти до определенного размера, чтобы считаться привлекательным Бизнес-партнером.

И, как правило, при достижении такого объема владельцы магазинов осознают, что «самодельный» фулфилмент изжил себя.Технологии, программное обеспечение, оборудование, площадь, специалисты - все требует инвестиций. Есть очень много тонкостей, начиная от высоты склада и типа стеллажей - например, если вы продаете мелкий товар, то нужен склад с невысокими потолками и зоной мелко-ячеистого стеллажного хранения, - и заканчивая способом размещения товара на полках. Есть определенные параметры, по которым можно судить о том, выгодно ли уже отдавать фулфилмент на аутсорсинг или еще нет.

Если у магазина более 100-150 заказов в день, то имеет смысл искать партнера. Иначе возникнет ситуация, когда при пиковой нагрузке будет не 150, а 160 заказов, и торговля просто застопорится: компания не сможет ни эти дополнительные десять заказов обслужить, ни привычные 150».

При этом магазину, который обрабатывает 40-50 тыс. заказов в месяц, уже стоит задуматься о создании собственной инфраструктуры: арендовать склад площадью 45 тыс. кв. м, приобрести стеллажи, внедрить IT систему, нанять персонал. Инвестиции в такую инфраструктуру составят 50-70 млн. рублей.

Анатолий Иванов, возглавляющий интернет магазин японских товаров Nanuka.ru, объясняет, почему он решил обратиться к фулфилмент оператору: «Создавать собственную службу на начальном этапе было невыгодно, так как доставок в первое время было мало, а клиенты были разбросаны по всей Москве и даже Московской области. Если нанять одного двух водителей для доставки заказов по всей Москве, то они не смогут успеть по всем адресам, а нанимать больше водителей нецелесообразно из за малого количества доставок на ранней стадии существования магазина.

Кроме того, был риск, что бизнес не пойдет, и тогда пришлось бы увольнять людей». Бизнес пошел, однако фулфилмент по-прежнему передан на аутсорсинг: При работе с оператором получаешь колоссальную экономию времени. Конечно, часть прибыли остается у него, но сэкономленное время позволяет сконцентрироваться на более важных задачах, решение которых приносит нам больше прибыли, чем мы тратим на фулфилмент». Все эксперты ожидают, что в ближайшие три года в России должны появиться новые фулфилмент центры, которых сейчас очень не хватает. Владельцы интернет магазинов узнают об этой услуге растет, и возникающий вал спроса должен будет стимулировать развитие существующих компаний и появление новых. Строительство крупного фулфилмент центра занимает от года до двух лет - это означает, что через два три года объем рынка существенно вырастет.

 

 

      
 
top