Раздел бизнеса

Раздел бизнеса – это один из закономерных этапов его развития. Причины, по которым предприниматели оказываются перед необходимостью делить бизнес, могут быть самые разные: личный конфликт, не доверие друг к другу, внешнее давление, желание строить бизнес в одиночку, перенаправление ресурсов в другие виды бизнеса или вовсе отказ от его ведения. Бывают и трагические ситуации, когда один из партнеров умирает, а оставшиеся совладельцы не готовы или не хотят работать вместе с его наследниками.

Трения между совладельцами возникают всегда и везде - вопрос только в том, насколько люди готовы урегулировать назревающий конфликт. На самом деле немало приме ров, когда партнеры плодотворно работают долгие годы. Кстати, бизнес-союз партнеров, у которых дружеские отношения завязались уже в процессе совместной работы, обычно крепче, чем бизнес, изначально основанный друзьями. Бывают ситуации, когда один или оба партнера полностью отвергают те пункты процедуры раздела бизнеса, которые прописаны в учредительных документах или дополнительных документах, отказываются выполнять достигнутые и (или) закрепленные ранее договоренности.

Но даже из такой ситуации необходимо искать вы ход. Безусловно, можно обратиться в суд, но это уже совсем крайняя мера, требующая достаточно много времени и сил. Поэтому для начала рекомендуется попытаться приме нить досудебные способы решения конфликта, провести переговоры в поисках компромисса, возможно, привлечь к переговорному процессу нейтральных посредников (юристов, медиаторов и т.д.). Широко распространено мнение, будто конфликты всегда являются благом для компаний - мол, это встряска и некое подобие естественного отбора.

Но в случае с разделом бизнеса это не всегда так. Ведь, помимо всего прочего, из-за этого возникают непредусмотренные финансовые и временные затраты, нарушается ритм работы предприятия и бизнес-процессов в целом. При разделе бизнеса под большей угрозой оказывается та сторона, которая остается в действующем бизнесе, - с ослабленной, в том числе финансово, компанией, утратившей часть связей, возможностей и контактов.

Уходящий рискует получить за свою долю меньше рыночной цены, но он уходит в новое, светлое будущее. При этом он, зная слабые места своей бывшей компании, может создать конкурентный бизнес. В любом случае страдают все стороны. Так что, прежде чем расставаться, партнерам следует сесть и поговорить, поискать альтернативы разделу бизнеса, вспомнить хорошее. Ведь психологический фактор так же важен, как и коммерческая сторона дела.

В моей практике был момент, когда мне приходилось наблюдать крушение прочного 15-летнего бизнес-союза двух предпринимателей. Это было столь же горько и обидно, как если бы разваливался многолетний крепкий брак. А с коммерческой точки зрения важнее всего «не совершать резких движений». Следует перевести компанию в режим исключительно совместного оперативного управления, составить график мероприятий по разделу активов или выкупу долей - и честно его соблюдать.

Как видите раздел бизнеса - это сложная процедура и к его возможному возникновению нужно подготовиться заранее.

 

 

      
 
top