Джефф Уэбб и его бизнес

Американец Джефф Уэбб построил мощный холдинг с оборотом в $300 млн в отрасли, которой нет ни в одной стране мира и которую в США называют «индустрией приверженности традициям школы»1. Ничего удивительного: он один из тех, кто эту отрасль и сформировал — такой, какая она есть сегодня. Возможно, по американским фильмам или самым современным веяниям в отечественном спорте вам известно, кто такие «чирлидеры»2, без которых в США давно не обходится ни одно командное соревнование.

Это группы специально подготовленных симпатичных девушек, которые синхронно скачут, машут цветными помпонами и дружно декламируют кричалки в поддержку команды своей школы или колледжа. Они то и стали основой для бизнеса Джеффа Уэбба, создателя компании Varsity Brands, который сумел трансформировать подростковую энергию в многомиллионную вы ручку и построить бизнес, непрерывно растущий в течение уже 40 лет. «Приверженность традициям школы» у чирлидеров налицо. Но где здесь «индустрия»?

Джефф Уэбб хотел стать юристом. Он добросовестно учился в Оклахомском университете, а после лекций репетировал махи и прыжки вместе с факультетской группой поддержки. Как-то раз Джефф решил подработать инструктором в одном из летних тренировочных лагерей, организацией которых занимался «дедушка чирлидинга» и изобретатель тех самых цветных помпонов Лоренс «Херки» Херкаймер. Тренировки на свежем воздухе имели неожиданные по следствия. В 1971 году, сразу после выпуска, Джефф отправился прямиком к Херкаймеру и был принят в штат его Национальной ассоциации чирлидеров (NCA).

Уже через год Уэбб был вице-президентом и генеральным управляющим, еще через два, в 1974 м, - уволился, основал собственную Универсальную ассоциацию чирлидеров (UCA) и без зазрения совести принялся конкурировать со своим учителем. Инвесторами физкультурного стар тапа выступили друзья отца, с которых 24летний предприниматель собрал $85 тыс. Начал Джефф с того, что сделал из чирлидинга шоу, дополнив невинные прыжки акробатикой, поддержками и пирамидами, известными нам по советским парадам физкультурников.

Новый стиль внедрялся через традиционные летние лагеря. Чтобы смотреть стало еще интереснее, Джефф добавил элемент соревновательности и в 1980 году организовал первый в истории чемпионат групп поддержки. До этого момента чирлидеры ни когда не состязались между собой, играя в школьном спорте положенную им вспомогательную роль. Позже Уэбб признавался журналистам, что мероприятие, пригодное для телетрансляции, оказалось единственным доступным ключом к быстрому росту бизнеса: «Мы были маленькой организацией, особенно если сравнивать с NCA.

Средств на национальную экспансию не хватало, поэтому мы создали событие, которое можно показывать по телевизору». Varsity ежегодно выдает нагора 13 различных состязаний, а сверх того - организует участие групп поддержки в таких мероприятиях, как Матч звезд НФЛ, День благодарения универмагов Macy's и Лондонский новогодний парад. Сегодня в американском чирлидинге занято 4 млн человек, и Varsity Brands — крупнейший игрок этого рынка.

Под зонтиком Varsity находится более 20 брендов, среди которых и любимое детище Херки - Национальная ассоциация чирлидеров. Отправляясь на по кой в 1986 году, Херкаймер продал группу National Spirit. Пройдя через несколько рук, составлявшие ее компании в конце концов до стались его неугомонному ученику, чьи маркетинговые финты оказались посильнее патентованных помпонов основоположника. Тренировочные лагеря, соревнования и производство экипировки - таковы основные направления работы Varsity Brands. Они поддерживают и дополняют друг друга, однако больше всего денег приносят юбочки и помпоны: торговля одеждой генерирует примерно 75% прибыли.

 

Ежегодно компания шьет на заказ более миллиона единиц чирлидерской формы, а пару лет назад ей пришлось изрядно по тратиться на запуск виртуальной платформы Varsity Design Studio, чтобы торговые представители не терялись среди 17 млн. сочетаний и могли составлять персонализированные комбинации для своих покупателей. К слову, форма (без аксессуаров) стоит $150.

В целом же родителю, чей ребенок записался в группу поддержки, приходится ежегодно выкладывать до тысячи долларов. Неудивительно, что именно Фэшн-подразделение Varsity Spirit Fashions, открытое в 1979 году, дало компании ее нынешнее имя. В 1992м она выходила на IPO как Varsity Spirit Corporation, а после обратного выкупа акций в 2004 году была названа Varsity Brands, так как к тому времени Уэбб успел присоединить к империи множество профильных предприятий.

Они работают по большей части независимо и не меняют названий после перехода под крыло Varsity, чтобы, как мудро замечает Джефф, «у потребителя был выбор». Уэбб на достигнутом никогда не останавливался и постоянно расширял свою империю. Так, в 2005 году он прикупил Athletic Championships, оператора 14 чирлидерских состязаний в 11 шта тах, и Premier Athletics, сеть из 14 спорт-центров, разбросанных по шести штатам. «Premier и Athletic работают в разных ни шах нашего рынка, у обеих компаний есть привлекательные для нас компоненты, — объяснял Джефф сделанный выбор.

Они молоды, но уже проверены временем, и мы считаем, что Varsity будет способствовать их росту. У компаний хороший менеджмент, преданные сотрудники, они агрессивны, а корпоративная культура в целом совпадает с нашей».

Финансовые условия сделки традиционно не разглашались, но, как стало известно, она увеличила оборот компании со $150 до $244 млн, притом что весь рынок в 2005 году оценивался в $250 млн. В 2011 году к Varsity Brands при соединился Herff Jones - производитель товаров для выпускников: школьных альбомов, памятных колец, академических шапочек и мантий.

Джефф Уэбб для того, чтоб не иметь проблем с налоговой и не зависеть от личного бухгалтера, пользуется услугами специальной фирмы, которая за него делают все отчеты, а также решают все сложные вопросы с налоговой.

«Я предвижу возникновение гибкой специализированной организации, которая предоставляет товары и услуги высочайшего качества для молодых потребителей», - глубокомысленно намекнул мистер Уэбб, комментируя этот союз. Ну, а в начале прошлого года, несмотря на все сложности рынка печатных СМИ, Varsity приобрела журнал American Cheerleader: в большом хозяйстве наверняка пригодится.

 

      
 
top