Компания Стива Джобса

Компания Стива Джобса Apple — чемпион по количеству мифов. Причем мифология эта носит многослойный характер. Так бывает при ремонте в старом доме. Снимаешь один пласт обоев, другой, третий. В какой-то момент кажется, что добрался наконец до стены. А это снова обои.

Только им сорок лет. Все то же относится PI К Стиву Джобсу. Одни считают, что Джоб был человеком, который лучше всего на свете «умел придумывать гениальные продукты». Другие полагают, что он был прежде всего талантливым маркетологом, сумевшим обычные, в общем то, продукты сделать невероятно популярными.

 

Третьи уверены, будто главный секрет Джобса состоит в том, что он был провидцем, умевшим рас познать будущее, а все остальное получалось уже как-то само собой. Итак, три самых распространенных точки зрения: изобретатель, маркетолог, провидец. Или — или. Мне же кажется, что в действительности картина куда богаче.

С Apple я сотрудничал 20 лет - и, полагаю, научился неплохо понимать что к чему. В этой статье мне хотелось бы не столько поделиться своими взглядами на истоки успеха Компания Стива Джобса и роль его основателя, сколько поговорить еще об одном удивительном феномене, который можно определить как непрерывный и управляемый рост капитализации компании. Однако для начала коротко прокомментирую некоторые из упомянутых мифов.

Начну с «изобретателя гениальных продуктов». Людей, которые умеют придумывать что-то новое и необычное, всегда было немало. Такие творцы есть сегодня, они будут и завтра. Вопрос в другом: многим ли из них удалось (PI удастся в будущем) выстроить великую, без всяких натяжек, компанию? К тому лее каждый предприниматель или управленец знает: строительство компании и выпуск замечательных продуктов - это, вообще говоря, далеко не одно и то же.

Возьмем в качестве примера очень уважаемую мною корпорацию Sony. Этот производитель делает великолепные вещи. Выпущенный в 1979 году Walkman стал настоя щей легендой. То же самое можно сказать и о транзисторных приемниках, этом xpiTe всех времен и на родов прошлых лет.

Что сегодня? Sony продолжает свою почти семидесятилетнюю историю, остается большим и значимым игроком рынка электроники. Сейчас у компании не много понастоящему великих продуктов, и она выглядит несколько... уставшей. Но это еще не причина перестать считать Sony гигантом, который через некоторое время наверняка выпустит товар, который станет знаковым для всего мира. А до тех пор - продолжит производить просто очень хорошие устройства. Apple моложе, но, как мы помним, тоже переживала не лучшие времена.

А потом «вдруг» воз родилась буквально из пепла. В чем секрет?

В том, что в одночасье разработала замечательные устройства, быстро завоевавшие весь мир? В этом тоже. Но, конечно же, дело не только в продуктах. Так что отвлечемся на время от многочисленных мифов и поговорим о предпринимательских качествах Джобса. А вернее даже, о том, как тщательно и тонко он выстраивал работу компании с целью повышения ее стоимости. Сразу скажу: я не знаю в деталях, как именно это происходило. Даже для бизнес-партнеров Apple всегда представляла собой «черный ящик». Но с уверенностью могу предположить: Стив Джобс и его команда делали все для роста капитализации. Чтобы не ждать от рынка «справедливой оценки», а формировать ее. В момент возвращения Джобса в компанию акции Apple были немногим дороже простой бумаги.

А потом началось пресловутое «чудо». Но если присмотреться внимательнее, легко заметить: все анонсы, все объявления новых продуктов, все публичные выступления Джобса, все спровоцированные утечки информации (а чаще - как раз отсутствие таковых) были подчинены одной цели - управляемому росту биржевой стоимости компании.

Одна из неразгаданных до сих пор загадок - как и где Джобс овладел теми удивительными предпринимательскими навыками которые он продемонстрировал после возвращения в Apple. Давайте вспомним хронологию.

Спасать компанию Стив пришел спустя почти 12 лет после ухода из нее. Уволился он в 30 лет, а вернулся - уже за 40. Если оценивать одних и тех же людей в тридцатилетнем и сорокалетнем возрасте, легко за метить различие. Это разные люди, разного уровня зрелости. И, наверное, Стив Джобс многому научился в это время. Но в том-то и дело, что ничего особенно выдающегося за этот период мы при всем желании не обнаруживаем. Да, была компания NeXT, разрабатывавшая и выпускавшая графические рабочие станции для вузов и бизнеса.

И это были замечательные продукты. Но с точки зрения предпринимательского успеха я бы назвал это провалом. И то, что в конце 1996 года NeXT была куплена Apple за 429 миллионов долларов, - не закономерный итог, а стечение обстоятельств. Это была искусственная сделка, о чем все знали. Столько NeXT не стоила. Мало того, если бы компания тогда не была продана, она просто исчезла бы. Поэтому не рискну утверждать, что «именно тогда» Джобе научился эффективно управлять капитализацией своей компании. А вот студия Pixar, выкупленная в 1986 году Стивом Джобсом у Джорджа Лукаса, - история более показательная. Здесь мы об наруживаем и яркие продукты, и коммерческий успех (в 2006 году после долгих переговоров Pixar была приобретена гигантом Walt Disney Pictures за $7,4 миллиарда).

Однако сегодня известно, что Pixar состоялась в значительной степе ни благодаря главному креаторуДжону Лассетеру. Именно команда (а не Стив Джобе) делала хито вые мультфильмы. Мало того, как следует из книги «Магия Pixar», сотрудники студии... облегченно переводили дух, когда пытавшийся «поуправлять» Джобе возвращался к заботам, связанным с NeXT. Стоило ему начать вмешиваться в процесс - и все шло кувырком.

Я всегда относился к Стиву Джобсу с огромным интересом. Поэтому меня так занимает вопрос: как человек, потерявший свое дело (кто мог подумать, что он вернется в Apple?), запустивший очередной проект, но не преуспевший в его развитии (главный успех - удачная продажа NeXT в самый последний момент) и купивший еще одну компанию, сотрудники, которой радовались, когда собственник не появляется на пороге студии... как из этого всего возник «новый» Стив Джобс, после возвращения превративший Apple из культовой фирмы - в великую?

Полагаю, это был не «новый», а все тот же Стив Джобс. Просто, вновь оказавшись у руля Apple, он начал применять оригинальную технологию управления капитализацией. Технологию, которую до него столь филигранно никто не использовал.

Перед тем как открыть любое дело, нужно предварительно собрать больше информации об этой сфере. Раньше источниками информации были в основном книги, но сейчас актуальную информацию можно найти в интернете. К примеру, в  форуме для фермеров можно также пообщаться и задать свои вопросы к более опытным людям.

 

      
 
top