Home Экономика Новая волна кризиса
Новая волна кризиса

Российский бизнес поеживается в ожидании нового кризиса и делает все, чтобы встретить его во всеоружии Увольнения сотрудников, переезды в более дешевые офисы, сворачивание целых направлений бизнеса и прочее и прочее... В конце 2008 начале 2009 года такие меры для большинства отечественных компаний были не в диковинку. Предприниматели уверяли, что происходящее носит временный характер и, как только ситуация нормализуется, все встанет на свои места. Однако время «поста» миновало, а многие так и не вернулись к прежним «формам»: экономия плавно превратилась в непрерывную оптимизацию. Выясняется, что это к лучшему.

Участники июньского Петербургского международного экономического форума в один голос говорили: новая волна рецессии накатит уже в ближайшие месяцы. Похоже, на этот раз российские компании подготовились к ней основательно. Угроза очередной волны кризиса вполне реальна, А в России ситуация осложняется еще и бременем планируемых высоких бюджетных расходов. Новую рецессию прогнозируют уже в сентябре, причем наиболее уязвимы, с его точки зрения, компании потребительского сектора, банки вряд ли пойдут на наращивание кредитных портфелей, да и сами заемщики не хотят повторять ошибки прошлых лет.

А вот аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин не столь пессимистичен: еврозона, по его мнению, давно находится в состоянии рецессии, развивающиеся же страны, напротив, будут демонстрировать рост. Как бы то ни было, активная подготовка к кризису замет на сейчас в большинстве секторов. Те же игроки потребительского рынка избавляются от сомнительных проектов. Но гораздо страшнее, полагают эксперты, всеобщее уныние. Несмотря на лиричность высказывания, это тревожный сигнал о состоянии экономики. Компании подтверждают, что придется, видимо, применить старые методы жесткой экономии. Предположить, какие «косты» будут резать на этот раз, нетрудно, достаточно вспомнить опыт трехлетней давности.

Какие же издержки российский бизнес тогда сократил в первую очередь?

Разумеется, социальные выплаты, В том числе, увы, и на питание. Умение подстраиваться под ситуацию начало цениться едва ли не выше любой МВА. Голь на выдумки хитра: переезды в недорогие помещения на окраине города или вовсе за МКАД, увольнение или роспуск сотрудников на «удаленку», переход на аутсорсинг список можно продолжить. «Мы тогда перебрались в коттедж за МКАД, вспоминает основатель и генеральный директор Essential Commerce Аркадий Сандлер. В результате в 2 раза выиграли в цене и при этом получили в 1,5 раза больше площади, а главное прилегающую лужайку, где очень удобно проводить пикники, встречи и совещания на свежем воздухе».

А совладелица клининговой компании «Ронова» Маргарита Авдеева не только переехала с Малой Ордынки в спальный район, но еще и отправила отдел маркетинга работать дома, существенно сэкономив на арендной плате. Чем лучше управленец разбирается в деталях бизнеса, тем больше видит мест, где можно сберечь копейку.

Так, для компании «Бентус Лаборатории», производящей кожные антисептики, затраты на промоперсонал, раздающий образцы продукции, в кризис оказались не по карману. Р шили запустить партнерские программы с организациями из сферы обслуживания, например доставляющими еду в офисы, и с туристическими агентствами. Партнеры распространяют бесплатные образцы антисептиков среди своих клиентов. «Для нас это значительная экономия за счет отказа от промоперсонала, а для них повышение лояльности потребителей», говорит в беседе с корреспондентом журнала «РБК» член совета директоров компании Рубен Симонян.

А в компании Molotok.ru придумали свой коэффициент эффективности контекстной рекламы, которая является основным средством продвижения и статьей расходов одновременно Представитель ЗАО «Айсбит» (продает замороженные продукты под маркой «4 сезона») Геннадий Айдиньян отмечает, что главная статья издержек в его бизнесе перевозки, а сэкономили на бензине. «Когда стали разбираться, выяснилось, что некоторые водители обналичивают топливные карты путем сговора с операторами АЗС. Мы поставили на все машины системы контроля расхода топлива. Теперь сберечь получается до 10 тыс. литров в месяц», делится успехами г-н Айдиньян.

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ

Главный урок, который российские компании вынесли из последнего кризиса, осторожность в тратах. Приноровившись к некомфортным условиям, многие, по сути, так и не прекращали экономить. Постоянно проводили оптимизацию, накапливали ресурсы и повышали запас прочности, аккурат нее начали относиться и к заемным средствам, существенно снизив долю валютных и краткосрочных кредитов. «Особенно серьезно предприниматели откорректировали свои стратегии в последние два года, уменьшили избыточные расходы, стали более гибкими, чтобы быть готовыми к ухудшению конъюнктуры», подтверждает Дмитрий Монастыршин. Посткризисные «семена» уже дают первые всходы: компании планируют свое будущее с учетом вероятного коллапса.

Руководство небольшой ITфирмы LinguaLeo, развивающей Онлайн-сервис по изучению английского языка, в качестве эксперимента этим летом отправило своих программистов на два месяца работать в Черногорию. «Стоит это недорого, если сравнивать с выездной разработкой в Подмосковье ил и даже арендой большего офиса в Москве, подчеркивает основатель проекта Айнур Абдулнасыров.Два с половиной месяца в Черногории э то 2 тыс. евро на человека. Если бы мы выбрали Москву или Подмосковье, цифру можно смело увеличивать в 5 6 раз». Сегодня гн Абдулнасыров подумы вает, не перевезти ли туда компанию насовсем. Многие в поисках возможностей для осторожного роста всерьез увлеклись аутсорсингом. К примеру, основатель интернет-компании ShopogoliQ.ru Никита Халявин доволен опытом работы с зарубежными программистами. «Так, индийцы нередко объединяются в компанию, управляемую западными менеджерами. Индиец разработчик хорошего уровня обходился нам в 1 тыс. долларов в месяц», говорит он.

В преддверии нового кризиса г-н Ха лявин и дальше намерен экономить на отдельных проектах. «Например, латыши зачастую экспортируют свои услуги, но при этом продолжают жить на родине, где цены в 3 4 раза ниже, чем, скажем, в Москве, а это, несомненно, плюс в их найме. Оклад латышских разработчиков хорошего уровня начинается с 700 евро», заключает он. Понятно, что, перестраховываясь, компании существенно повышают уровень своей готовности к грядущим трудностям.

Опасение экспертов вызывает интенсивность таких мер. Кьелл Нордстрем и Ионас Риддерстрале в книге «Бизнес в стилефанк» утверждают, что бездумная и чрезмерная экономия зачастую фатальна для предприятий. «Сократив в кризис четверть персонала, многие международные и российские компании оказались парализованными, так как просто не кому стало работать», согласен с авторами знаменитой книги генеральный директор компании «КРОК» Борис Бобровников.

Столь же важное условие своевременность сокращений. «Преждевременное снижение затрат и объемов может быть губительно для бизнеса, поскольку сильно ослабляет его», предупреждает Сергей Хестанов. Можно пойти дальше: не является ли тот рыночный пессимизм, о котором говорят специалисты, результатом рьяного увлечения экономией? Такими темпами шампанское принесут не скоро.

 
      
 
top