Home Экономика Сколько будет стоить нефть
Сколько будет стоить нефть

Прогнозировать, как долго Россия сможет расти за счет высокой цены на нефть, — дело неблагодарное, так же как и нельзя точно сказать, сколько стоит нефть. Как показывает история, предсказать цену на нефть невозможно. Соответственно, нельзя и строить надежные прогнозы развития российской экономики. Хотя всегда можно точно узнать сколько стоит баррель нефти в данный момент времени, но его цена зависит от многих факторов, в основном обусловленных воздействием извне.

Если вам интересно сколько стоит нефть сегодня, то цена одного барреля равна 93,54$, что пока в полнее приемлема. Между тем, как ни парадоксально, наличие нефти в стране, как правило, сдерживает ее развитие. Об этом говорят многие исследования. Высокая волатильность доходов и расходов, свойственная богатым природными ресурсами государствам, — одна из основных причин потерь темпов роста.

На фоне этой практически аксиомы на нашу экономику в ближайшие годы будут влиять еще две тенденции. Первый фактор - кризис в еврозоне. Большую проблему представляет собой тот факт, что меры, принимаемые для спасения европейской экономики, напоминают «заливание» проблемы деньгами. Они паллиативны еще и потому, что только затягивают и усугубляют кризисные проявления. Сам кризис имеет ярко выраженное структурное происхождение - экономического и политического характера.

Однако Европе сложно решиться на структурные изменения, ведь для это го нужно сделать то, на что ЕС не осмелился пойти изначально. А именно - объединить бюджеты стран, интегрировать их фискальные системы и финансовые обязательства. Но этого очень сложно добиться: слишком различны интересы и уровень развития внутри Евросоюза. Страны с хорошим бюджетом не хотят делиться с соседями, а те, у кого нет денег, опасаются подотчетности. Таким образом, в условиях перманентной подверженности Европы кризису под угрозой будут оставаться все ее партнеры.

При этом кризис только обострится, и предела этому пока не видно. Процесс будет сопровождаться падением евро, что при прочих равных должно сбивать цену на нефть, которая торгуется в долларах. Вторая тенденция мировой экономики, которая также непременно затронет Россию, — возможное падение спроса на нефть. Развитие европейского кризиса может при вести к снижению спроса в Европе и соответствующему сокращению выпуска в Китае и мире в целом. Это будет означать для России снижение спроса на энергоносители и соответствующее падение доходов от экспорта нефти, поэтому можно предположить сколько будет стоить нефть в последующие годы. Неизвестно только, когда именно и какими темпами это будет происходить. Однако нельзя забывать, что сегодняшние 100 долларов за баррель нефти напоминают ее стоимость в 70е. Но ведь был конец 90х, когда цепа упала до 10 долларов за баррель.

В 70е даже самые смелые аналитики не могли прогнозировать такое падение. И России следовало бы иметь это в виду. К этим двум тенденциям стоит добавить то обстоятельство, что, как показывает практика, кризис никогда не случается там, где его ждут. В ожидаемых зонах риска к нему так или иначе готовятся, и эта информация всегда заложена в оценке финансовых рисков. Таким образом, Греция, Португалия и Испания уже не несут в себе та кой большой угрозы, как остальные страны, на которые пока не падает «подозрение». Оценивая все эти факторы, трудно усомниться в том, что они будут работать против России.

Тем более в условиях, когда в структуре российского экспорта доля топливно-энергетического комплекса приближается к трем четвертям. На положение экономики могли бы повлиять лишь изменения в от ношении не сырьевого экспорта к сырьевому. Разумеется, не за счет снижения продажи нефти, а при увеличении доли других товаров. К сожалению, пока тенденция показывает обратное. По нашим оценкам, с 2000 по 2010 год структура российского экспорта не только не изменилась, но появилась даже отрицательная динамика - в сравнении с другими странами. Если говорить о мире в целом, то Россия по структуре экспортной корзины в среднем отстала от остальных стран за последние 10 лет на 50%.

Притом что и до 2000 года, мягко говоря, не выделялась на мировом рынке. Получается, что, несмотря на всю демагогию последних лет о модернизации и наращивании технического потенциала страны, за десять лет не было сделано во обще ничего!

Это очень печальная тенденция, показывающая место нашей экономики на мировом рынке, где именно экспортная структура является однозначным указанием на конкурентоспособность. Пожалуй, основным положи тельным моментом экономической политики России 2000х годов, который позволил ей выстоять во время последнего кризиса, стало создание нефтяного Стабфонда, в котором были накоплены средства, полученные благодаря повышению цен па нефть за последнее десятилетие. Благодаря тому что правительство РФ в 2001 году решилось на его создание, мы смогли довольно быстро восстановиться после кризиса.

Впрочем, стоит оговориться, что, в принципе, фонд был «предназначен» для другого кризиса — па случай падения цен на нефть. Финансовый же случился раньше и потребовал значительных ресурсов для поддержания экономки. Смысл стабилизационных фондов заключается в том, чтобы при высокой цене на нефть формировать резерв страны, обеспечивая ее стабильность в менее выгодные с точки зрения продажи нефти времена, не раздувая государственный бюджет в благополучный период и предотвращая существенные сокращения в тяжелый.

Такие фонды начали создаваться еще в 50е годы прошлого века. В России Стабфоид был создай и более или менее сохранен благодаря бывшему министру финансов Алексею Кудрину. Надо сказать, что сделать это было не просто в условиях, когда у страны начал появляться явственный «жирок», на который пытались претендовать различные влиятельные группы интересов. Фактически стране повезло, что Кудрин, имеющий большое политическое влияние, стоял на ох ране фонда.

 

России даже удалось накопить в фонде значительные средства и оптимизировать его структуру, выделив две составляющие - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Большой проблемой стабфоидов является тот факт, что они всегда находятся под угрозой «распыления», особенно в хорошие времена. Дабы этого не происходило, важно, чтобы закон предусматривал жесткие правила, не позволяющие воспользоваться этими средствами. В России до кризиса этого не было сделано, не была также прописана «цена отсечения», то есть цифра (цена за баррель), начиная с ко торой государственные доходы от нефтяных продаж направляются в стабфоид.

Тем, что вопреки этому страна сумела встретить кризис не с пустыми карманами, мы обязаны исключительно человеческому фактору, то есть лично Кудрину. Важно, что сейчас управление средствами в Стабфонде переходит в новое качество.

Готовится закон, регулирующий деятельность фонда и устанавливающий пороговое значение цены нефти, которое базируется не на сиюминутном решении политиков и чиновников, а на объективном развитии ситуации. Исходя из последних дискуссий, в этом году руководствоваться будут средней ценой на нефть за пять лет, а потом постепенно переходить к средней цене за последние десять лет. Таким образом, у бюджета на конец появляются очень жесткие рамки.

Это особенно важно в условиях, когда ведомства заинтересованы в обратном, искусственно увеличивая свои расходы. Некоторой проблемой остается то обстоятельство, что на сегодня Стабфонд России весьма истощен. Практически все накопленные фондом средства были израсходованы в 2010 -2011 годах.

По нашим данным, за два года было потрачено 500 млрд рублей. Для того чтобы вернуть эту сумму, по очень грубым оценкам, России понадобится 34 года в условиях достаточно высокой цены на нефть. И можно только надеяться, что очередной кризис этому не помешает.

Отдельным вопросом стоит необходимость введения жестких правил, связанных с управлением средствами фонда, а также увеличения его прозрачности и подотчетности, что является определяющим для стабильности страны. Надо сказать, что до сих пор ЦБ России не делится с населением подобной информацией о том, что будет с курсом рубля и сколько будет стоить нефть.

 

      
 
top