Home Экономика Служба аварийных комиссаров
Служба аварийных комиссаров

Бизнес аварийных комиссаров — специалистов Которые улаживают проблемы,которые возникают в результате дорожно-транспортных происшествий, — в последние годы начал сужаться. Что произошло с этим рынком, который ранее подавал большие надежды?

Служба аварийных комиссаров (или «аваркомов», как они сами себя называют) стали появляться в России в конце 1990х. Разборки па месте аварии тогда нередко принимали криминальный характер, так что клиентам, попавшим в ДТП, часто требовалась элементарная физическая защита. Не удивительно, что зачинателями службы аварийных комиссаров стали выходцы из правоохранительных органов и частных охранных предприятий. Второе дыхание у рынка открылось после вступления в силу за кона об ОСАГО, принятого в 2002 году. Вместе с общим смягчением нравов на дорогах охранная специфика бизнеса аварийных комиссаров сменилась уклоном в сторону оформления бумаг для страховых компаний, консалтинга и психологической помощи клиенту.

Тут уже в аваркомы пошли юристы, страховые агенты и даже бывшие жестянщики. В дальнейшем конъюнктура делала независимым аварийным комиссарам один подарок за другим. Бум автокредитоваиия в стране привел к расцвету программ страхования каско. Страховые компании одна за другой стали включать в полис такую услугу, как «выезд на место ДТП аварийного комиссара» — для пущей привлекательности в глазах клиента, а заодно — как способ защититься от страховых мошенничеств. И независимые аваркомы получили в лице страховщиков крупного и выгодного клиента. С 2009 года стала использоваться система упрощенного оформления ДТП без вы зова на место сотрудников ГИБДД, так называемый европротокол: если в аварии участвовало только две машины, а совокупный ущерб со ставил менее 25 тыс. рублей, водители имеют возможность самостоятельно составлять протокол и разъезжаться «с миром».

Это сулило аваркомам еще один широкий фронт работ в области аварийного консалтинга и делопроизводства. Не удивительно, что частные «комиссариаты аварийных дел» стали открываться в России один за другим — не только в обеих сто лицах, но и в регионах. В 2003 году был создан Всероссийский союз аварийных комиссаров, куда во шло более трех десятков самостоятельных организаций. Будущее сулило игрокам рынка блестящие перспективы, но... Сегодня теле фоны союза аваркомов отключены, многие компании ушли с рынка, а выжившие — сами существзчот чуть ли пе в «аварийном режиме». «Наш рынок стагнирует и сокращается, — констатирует печальную правду Сергей Сомов, генеральный директор службы аварийных комиссаров «Свои». — Сейчас аварком зачастую играет роль «технички» па месте ДТП». Пик развития рынка службы аварийных комиссаров пришелся на предкризисный 2008 год.

С тех пор затраты на содержание штата профессиональных аваркомов заметно росли, а вот стоимость их услуг неуклонно снижалась. Механика бизнеса «комиссариата» незамысловата: есть 2 3 диспетчера, круглосуточно принимающих звонки клиентов, и не сколько экипажей, расставленных «по точкам» и готовых незамедлительно выезжать на место ДТП. Заявка па выезд от страховщика к диспетчеру, а тот в свою очередь отправляет ее аваркому. Задача последнего — быстро при быть на место, осмотреть автомобили, оцепить ущерб, составить акт осмотра, сделать все необходимые фотографии, заполнить документы и передать материалы в страховую компанию.

До кризиса крупные аварком компании выставляли в смену до двух десятков экипажей, что бы справиться с потоком заявок. Сейчас лидеры рынка вполне обходятся десятком, даже менее того. И, разумеется, вовсе не по тому, что аварий стало меньше. Все просто: страховые компании начиная с 2008 года стали актив но обзаводиться собственными службами аварийных комиссаров. Если еще два года назад они от давали сторонним подрядчикам около половины выездов па ДТП, то теперь — в лучшем случае толь ко треть. Дело скорее в банальной экономии, хотя сами страховщики предлагают иное объяснение.

«Собственная служба позволяет более эффективно внедрять новые программы и сервисы для клиентов, — говорит Юлия Родионова, руководитель проекта департамента урегулирования убытков по массовым видам страхования СК «Согласие». — Кроме того, сотрудники этой службы оперативнее адаптируются под изменения или нештатные ситуации па выездах». Между тем частные аварийные комиссары весьма зависимы от объемов, которые дают им страховщики. Спрос на услуги аваркомов в Москве почти на 90% формируется именно страховыми компаниями.

По оценке Дениса Чигарева, директора управления андеррайтинга автостраховапия ком пании «Ренессанс Страхование», в СанктПетербурге число выездов аваркомов по заказам страховых компаний можно оцепить приблизительно в 57 тысяч в месяц, по Москве — в 1520 тысяч. Из них па долю независимых аваркомов в столице приходится не более 5 тысяч выездов. «До кризиса можно было сотрудничать с тремя пятью заказчиками и чувствовать себя комфортно, — говорит Сергей Сомов («Свои»). — Теперь же, чтобы хоть как то выживать, приходится одновременно работать с 1015 страховщиками, заказы от которых мельчают па глазах». Возникают между партнерами «контры» и по поводу обслуживания.

«Например, мы приехал на место ДТП, все осмотрели, со ставили документы, а страховая требует от клиента проведения повторного осмотра собственной службой аваркомов», — рассказывает Сомов. — Страховая компания не рассматривает собственную службу аваркомов как доходное направление развития бизнеса, — комментирует Юлия Родионова из СК «Согласие». — Поэтому страхов щик в первую очередь заинтересован в качестве услуг, тогда как для специализированных организаций это один из источников дохода — следовательно, им интересно делать все быстро и в большом объеме, что не всегда положительно отражается па качестве. Независимые аваркомы поневоле становятся жертвами чужой вой ны — яростной конкуренции между страховщиками.

Страховые компании то и дело заставляют их снижать цепы на услуги. Не можешь снизить — свободен. Услуги выезда аварийного комиссара по полису каско обходятся сегодня в сумму от 600 до тысячи рублей. «В таких условиях рентабельность бизнеса снижается практически до нуля, — сетует Сергей Сомов. — Сейчас у автономных комиссариатов она не превышает 5-10%». ДТП в РОЗНИЦУ Возможно, независимым авар комам стоило поискать других, более удобных клиентов, нежели страховщики?

Искали. Многие игроки рынка изначально питали большие надежды по поводу розничных продаж и еще семь-восемь лет назад стали предлагать автовладельцам клубные карты с различным «наполнением» по части услуг: от одной консультации в течение года за 300 рублей до ВИП-обслуживания за 15 тысяч. Феноменального спроса на карты не возникло, а после кризиса и тот, что был, изрядно сократился: автовладельцы оказались не готовы необходимые в случае неприятно го события, которое может вовсе не наступить.

Все таки это не полис ОСАГО, наличие которого обязательно. Несколько крупных игроков рынка,  признали, что продают сейчас в лучшем случае 100 -200 клубных карт в месяц. При средней стоимости карты в тысячу рублей весь доход компании от розничных продаж обычно не превышает 1,5 млн в год. Негусто! Не сыграла и ставка па евро протокол. По данным Российского союза автостраховщиков, 7080% всех ДТП в прошлом году по всем параметрам подлежало упрощен ному оформлению, то есть по европротоколу. Однако с помощью этого инструмента урегулировано лишь 4% страховых случаев. Почему?

Во первых, российские автовладельцы были не в состоянии самостоятельно оцепить ущерб, причиненный их автомобилям в результате аварии, а во-вторых, у них не получалось правильно за полнить унифицированный пакет документов. Сегодня статистика неутешительна: в восьми из десяти страховых случаев, оформленных по европротоколу, страховые компании отказывают в возмещении по причине неверно оформленных документов. Казалось бы, аваркомам под силу здорово поправить эту статистик}', прибегай автовладельцы почаще к их услугам, но те нашли другой выход — вызывать сотрудников ГИБДД даже в случае пустяковой аварии и часами дожидаться их приезда, создавая заторы на дорогах.

С 2011 года парламентарии ведут горячие дискуссии о введении поправок в положение о европротоколе. В прошлом ноябре по инициативе депутата Владислава Резника в Госдуму был внесен и принят в первом чтении проект поправок к закону об ОСАГО, который увеличивал лимит ущерба по евро протокол до 50 -75 тыс. рублей. Однако в апреле 2012го против инициативы выступило правительство РФ, мотивировав это тем, что закон об ОСАГО в целом изъедается в комплексном улучшении. А поскольку комплексные решения, особенно в России, быстро не принимаются, автономным службам аварийных комиссаров, похоже, придется набраться терпения и по туже затянуть пояса. Хотя какие-то подвижки на за конодательном уровне есть.

Так, в этом году была введена новая процедура оформления справок для страховщиков. Теперь инспектор ГИБДД прямо на месте ДТП выдает его участникам унифицированный самокопируемый бланк, достаточный для подачи документов в страховую компанию. Дорожные инновации оказались явно не на руку комиссарам, ведь раньше па месте аварии выдавали только справку, которую требовалось дооформлять, параллельно собирая другие документы, проставляя печати, делая копии. В 80% случаев эта работа отдавалась на откуп аваркомам. С упрощением процедур исчезла и необходимость в комиссаре. Есть еще одна категория клиентов, па которую могут рассчитывать независимые аваркомы, — организации с корпоративными автопарками. Их доля — примерно 10% от общего спроса на услуги. Однако и здесь у страховых компаний масса возможностей поста вить подножку «независимым»: включить в программу страхования корпоративного парка услуги собственных аваркомов, отказаться работать с благами, оформленными третьими лицами, и так далее.

Так что и из этого сегмента независимых аваркомов рано или поздно окончательно вытеснят. Как им задержаться на плаву?

Многие сделали выводы и принялись осваивать смежные виды деятельности, которые могли бы логично дополнить «аварийное комиссарство», — в области юридического консалтинга, страхового брокериджа и т. д. По такому пути сейчас идет компания «Свои», перепрофилирующаяся на оказание консультационных и юридических Заслуг для участников ДТП. Это все, что касается вопросов страхования и урегулирования убытков, правильности заполнения документов, помощи клиенту на месте аварии и сопровождения па последующих этапах. «Поразительно, но из всего перечня услуг консультация оказалась самым продаваемым и востребованным», — говорит Сомов.

 

      
 
top