Home Экономика Какова цена полета в космос
Какова цена полета в космос

Космический бизнес

Эра по настоящему частного космоса стартовала только что, конечно цена полета в космос пока очень велика.  Обошлось без «Поехали!» и фанфар. В конце октября произошло событие, которое не привлекло особого внимания прессы: в Тихом океане на парашютах приводнилась спускаемая капсула Dragon. На ней не было людей, лишь около тонны груза научного характера, доставленного с Международной космической станции.

И тем не менее это событие стало знаковым. Так завершился первый стопроцентно частный космический рейс в мире - в исполнении американской компании SpaceX. И самое главное он был коммерческим. Толика «частного» и «независимого» на уровне субподрядчиков подрядчиков в мировой космонавтике имелась почти всегда, исключая разве что первые годы рывка за атмосферу, когда у пусковых пультов стояли Королев н фон Браун, а национальный престиж и безопасность ставились выше денежного интереса. В СССР дорогу к звездам помогали прокладывать «как бы независимые» проектные бюро и предприятия, в США тем же занимались частные гиганты авиастроения.

Однако подлинно частными правильнее считать космические проекты, в которых инициативу берут на себя граждане, руководствующиеся личным интересом. а не государственные космические агентства. Примечательно, что н бюджеты таких проектов, как правило, в разы или на порядки меньше тех, к которым мы привыкли за время существования Большой Государственной Космонавтики.

Вот почему полеты космических туристов на российских «Союзах» к МКС, практиковавшиеся в 2000 е годы, могут быть причислены к категории «частный космос» разве что косвенно: да организованы они были частной компанией Space Adventures, но все прочее было построено и эксплуатировалось государствами.

Первым настоящим прорывом стал полет космоплана SpaceShipOne американской ком пании Mojave Aerospace Ventures (СОВМЕСТНЫЙ проект сооснователя Microsoft Пола Алле па и авиасгроитсля Sealed Composites) В итоне 12004 года оп совершил демонстрационный пилот регулируемый прыжок за облака, а осенью к того же года еще два рейса, L став победителем конкурса К Ansari X Prize, учрежденного эксцентричным кос моангрепрепером Питером Днамандисом с целью подтолкнуть частное освоение 9 космоса (это он пообещал Г $10 млн первой организации, которая сумеет посгроить, многоразовый космический корабль, способный дважды в течение двух недель достичь стокилометровой высоты).

Сегодня X Prize Foundation Диамагаиса при поддержке спонсоров предлагает еще несколько крупных призов, в частности Google Lunar X Prize - за первого частного робота, который окажется на Луис.

ЧАСТИ КОСМИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО

Компания Mojave Aerospaoe сделала очень важное дело: впервые аппарат, полностью спроектированный и построенный на деньги частных инвесторов, поднялся до космических высот, достижение теперь должно послужить хорошей основой для создания прибыльного бизнеса, чем основатели компании

ОКОЛО $4 МЛРД составляет бюджет Роскосмоса в 2012 году в открытой его части.

Закрытую некоторые эксперты оценивают пример но во столько же в настоящее время и занимаются: совместно с Virgin Galactic небезызвестного английского предпринимателя Ричарда Брэнсока они строят более мощную версию кос мпплаиа - SpaceShipTVo - и планируют уже ло конца 2013 гола начать осуществлять регулярные космические рейсы для туристов. Здесь стоит заметить, что «прыжок» до высоты в 100 км. которая считается космической, лишь промежуточный успех. Космопланм Mojave Acrospacc способны совершить только суборбнтальный полет и спланировать обратно, но не в состоянии развить достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту вокруг Земли.

Околоземная орбита это своего рода первая остановка на пути к зветлам; достигший ее корабль может оставаться там практически сколь угодно долго, не тратя топлива Однако постройка такого корабля гораздо более сложная задача. И ее удалось решить следующему участнику частной космической гонки компании SpaceX. Это проект миллилионера Элона Маска, который сделал состояние на платежной системе PayPal (он был в числе основателей). Сегодня, помимо космоса. Маек занимается еще парой красивых и немного авантюрных проектов например, созданием электрических сиорткаров под брендом Tcsla Motors.

Команда Маска не стала изобретать космоатап, а пошла классическим путем, отдельно спроектировав собственный реактивный двигатель Merlin, ракетуноситель Falcon, использующую зги двигатели, и капсулу Dragon. которая после почета воз вращается с орбшы и приземляется с помощью парашютов. Такой модульный подход обеспечил проекту большую гибкость. Мощность ракеты-носителя зависит от количества установленных двигателей, но уже девяти штук Merlin (ровно столько их устанавливается в эксплуатируемом сейчас носителе Falcon У) хватает для вывода как на низкую, так и на высокую (геостационарную) орбиту груза в несколько топи.

Сама капсула оснащена лишь маломощными двигателями для корректировки траектории и может вмещать как просто груз, гак и в ближайшей перспективе команду из семи астронавтов. О настоящий момент SpaceX - безусловный лидер гонки за частный космос. Это чуть ли не единственная компания, уже заключившая контракт па $1.5 млрд с NASA на доставку грузов на М КС и с нее (другой партнер NASA, добившийся той же привилегии, военнмй подрядчик Orbital Sciences Corp.).

Однако параллельных курсом с небольшим отставанием следуют буквально десятки молодых компаний, работающих главных! образом в США и финансируемых амбициозными предпринимателями, для которых космос никогда не был профессией, зато с детства - мечтой. Титан электронного рнтсЙла Джефф Беоос (Amazon.com) основал компанию Blue Origin, которая уже близка к решению задачи вертикального взлета и посадки, а в октябре успешно протестировала систему спасения экипажа. Конечно, важно еще и обеспечить космических туристов едой и питьем, это  мука, разные космические тюбики и т д. Впрочем алкоголь заперщен.

Один из основателей Microsoft Нол Аллеи в рамках космического проекта Stratolaunch Systems продолжает работать с партнера ми по SpaccShipOnc, планируя создать свой орбитальный грузовик. Владелец сети бюджетных отелей Роберт Бигелоу финансирует Bigclow Aerospaceн вплотную подобрался к развертыванию в ближнем будущем космосе сети надувных (в буквальном смысле) гостиниц Джои Кармак. Цена подобных  полетов в космос  пока неизвестна.

Рассматривать в деталях каждый частный проект особого смысла нет. Несмотря на разные подходы к решению технических проблем, дорога в космос для них давно проторена: наткетны трудности, можно подсмотреть подсказки у предшественников. Нынешним частным покорителям космоса, образно говоря, не приходится ломать голову над тем, твердая Луна или мягкая, как это довелось в свое время Королеву.

Они точно знают, что ждет их на каждом метре высоты каковы там температуры, радиационные уровни, магнитные поля. И государственные космические агентства США больше не пытаются конкурировать с частниками, а, наоборот. помогают через конкурсы, гранты, контракты, стимулируя работу независимых коллективов. Так что у Маска. Безоса. Аллена и прочих есть замечательная возможность сосредоточиться на том единственном, что, собственно говоря, только и имеет значение в космической коммерции снижении издержек.

ДЕШЕВЫЙ КОСМОС

Сбить цену на полеты в космос — это и первоочередная задача, и главный вызов для коммерческих космопроходцев. Неизменным атрибутом государственных космических программ всегда оставались фантастические. недостижимые для частных игроков бюджеты. На программу « Аполлон » NASA тратило в среднем около $1,5 млрд в год на протяжении 14 лет подряд! Это много и по нынешним меркам. даже без учета инфляции. Конечно, деньги выделялись не просто так: никто не знал, что ждет человека на звездных трассах. а ошибок космос не прощает. Перестраховаться, перепроверить каждую деталь — естественное в таких условиях желание (живо представить, сколь тонким был волос, на котором порой висела жизнь космических пионеров в те годы, можно по замечательному фильму «Аполлон13», основанному на реальных событиях). Однако нынешние космокоммерсалы уверены: космическим бюджетам пора усохнуть до адекватных размеров.

Элон Маек, к примеру, считает, что титанические бюджеты государственных агентств раздуты искусственно: деньги уходят на прокорм бюрократов и неэффективные конструкторские решения. И он сумел доказать свою правоту. Его SpaceX смогла спроектировать и построить двигатель, раке туноситель и капсулу, потратив за восемь лет меньше миллиарда долларов При этом каждый следующий проект обходится компаш дешевле предыдущих. И при штате всего в две тысячи человек компания сейчас не только эксплуатирует фактически единственный успешный частный космический трудовик, но и предлагает самую выгодную на планете Земля цену перевозки. В перспективе Маек на деется снизил, стоимость доставки грузов на орбит) в сто раз и более по сравнению с нынешней, а конкуренция на рынке, по его мнению, позволит в конце концов опустить тарифы до десятков долларов за килограмм, то есть до уровня авиаперевозок.

Добиться успеха SpaceX помогла не столько тотальная экономия, сколько бизнес-ориентированный подход к проектированию. Во первых. производимое компанией «железо» — многоразового использования значительная часть ракеты носителя и капсула могут и уже применяются повторно (как и капсула. отработавшая свое ступень ракеты спускается на парашютах). Во-вторых, компания эксплуатирует так называемую фрактальную архитектуру: каждый узел проектируется так. чтобы его можно было с небольшими изменениями применить в других частях ракетного комплекса.

В результате раке таноситель Falcon 1, построенная для испытании и демонстрации, отличается от Falcon 9, которая используется для снабжения МКС. только количеством двигателей Merlin И точно так же проектируемая сейчас Falcon Heavy (но ситель для вывода тяжелых гру зов) будет отличаться от Falcon 9 лишь наличием двух дополнительных девятидвижковых ступеней. Такой гютуоч не только vnrtiieBiWT А дальше.. Пуски из стратосферы совместно с Stratolaunch Systems, вертикальпый взлет и посадка (уже тестируется модификация Falcon под названием Grasshopper) спровоцируют очередной обвал цен и изменят расстановку сил на рынках.

Между xexi ракеты — далеко не единственный резерв для сокращения издержек программы. Как показывает опыт той же SpaccX, многое можно пересмотреть в сек торе вычислительной техники. До сих пор бортовые компьютеры космических кораблей собирались из специальных электронных схем, сравнительно слабо подверженных высокой радиации (солнечному ветру н т. п.). Но Falcon/Dragon работают под управлением обычных компьютеров, менее защищенных от ионизирующих излучений, зато более быстрых, совместимых с PC и. конечно, менее дорогих. Секрет успеха здесь, вероятно, скрыт в резервировании чтобы выход из строя одного вычислителя не оказал влияния на функциональность бортового комплекса в целом. Значительную экономию может дать и отказ от привычной парадигмы

Хочешь сделать хорошо до верь этому человеку. Личное присутствие человека считалось и до сих пор считается необходимым условием для полноценной работы в космосе. Но так ли уж нужно высаживать человека на Луну или Марс?

Что если передать значительную часть обязанностей роботам. управляемым через современные естественные интерфейсы (например, операторам, обвешанным датчиками движения), чтобы избавим, человека от опасностей. Обороты связанной с космосом индустрии достигает во всем мире 150- 16S млрд долларов в год. Но если исключить отсюда доходы, связанные с запуском и эксплуатацией коммерческих телекоммуникационных спутников, мы увидим, что  это в значительной степени государственный рынком.

Между тем государственные космические проекты забюрократизированы и связаны с огромным количеством ограничений. Частная деятельность в этой сфере, безусловно, более эффективна с точки зрения использован и» финансовых ресурсов. Пока впереди всех телекоммуникационный сектор: мы наблюдаем здесь рост инвестиционной активности и самостоятельности игроков. Трансформацию, которая происходит, можно описать по аналогии с взаимоотношениями внутри семьи: роль родителей играют государственные структуры, придут - частные компании, которые начинают самостоятельную жизнь, но им еще нужна материальная поддержка.

 

      
 
top